Зима-2025. Атмосфера Фонтанного дома
Это величественное здание, принадлежавшее когда-то нескольким поколениям графов Шереметевых, которое не раз с 1712 года строилось и перестраивалось, помнит немало блестящих гостей, различных событий, прошло через эпохи расцвета и упадка, блеска и разграбления. От прежнего былого величия дворца мало что … Читать далее
Это величественное здание, принадлежавшее когда-то нескольким поколениям графов Шереметевых, которое не раз с 1712 года строилось и перестраивалось, помнит немало блестящих гостей, различных событий, прошло через эпохи расцвета и упадка, блеска и разграбления.
От прежнего былого величия дворца мало что осталось, кроме, пожалуй, фасада, который выходит на Фонтанку, отчего и дом именуется Фонтанным.
Мы же входили с Литейного - так сказать, с чёрного, заднего хода, где серость как-то тушила величественность строения.
Но нас интересовал, конечно, не сам дом, а музей Анны Ахматовой, которая прожила здесь 30 лет - с 1924 по 1954 годы.
Зачастую личность и творчество известного человека диссонируют с его бытованием и характером. Здесь этот диссонанс ощущался особенно остро.
До того как переехать в Фонтанный дом к своему третьему мужу Николаю Пунину, Анна Андреевна рассталась с Николаем Гумилёвым, а впоследствии и с Владимиром Шилейко. Брак с Пуниным был более продолжительным, хотя он не был оформлен в ЗАГСе. Это был, как мы теперь говорим, гражданский брак. Между тем Ахматова и Пунин жили вместе до 1938 года, после чего отношения прекратились, но Анна Андреевна продолжала жить в той же квартире, где ей выделили бывшую детскую.
Впрочем, и до того жили вчетвером: Анна Аренс-Пунина (жена Н.Н.Пунина), собственно сам Николай Пунин, их дочь Ирина и Ахматова. Впоследствии здесь же выделили в холодном коридоре сундук для Лёвушки Гумилёва, который тоже на некоторое время поселился в Фонтанном доме.
Отношения были довольно странными, с точки зрения обывателя, однако здесь, в квартире №44 (а к тому времени дом был поделён на квартиры) Анна Ахматова напишет ряд стихотворений, поэму «Реквием» и «Поэму без героя».
Впоследствии о самом доме Анна Андреевна скажет:
Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного Дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу…
Кто знаком с биографией Ахматовой и содержанием поэмы «Реквием», может вполне оценить трагичность этих строк…
Ну, а перед нами - картинки убогого советского быта, которые никак не вяжутся в сознании с сиянием питерских дворцов.
Здесь бережно хранят все предметы, относящиеся к той эпохе и непосредственно к жизни поэтессы и личности.
Ахматова - она ведь разная! Ей пришлось пережить многое, в том числе раннюю смерть и отторжение близких. Её поэзия претерпевала такие глобальные изменения в зависимости от эпохи, что, если не знать, можно было бы предположить, что это писали совершенно разные люди.
Сам двор, стены домов исписаны портретами Ахматовой, фрагментами её стихотворений, цитатами из других авторов. В общем, и поныне и сам дом, и двор - богемные. Судя по надписям на стенах, собираются здесь, приходят сюда люди непростые. Как минимум - образованные и, по-видимому, в значительной части своей эстетствующие.
Здесь же проводят мероприятия для детей, организованы выставки, в т.ч. и посвящённые другому великому поэту - Иосифу Бродскому.
И. конечно, куда же без питерских котов! Они есть в каждом музее города. Здесь их два: Персик и Фрост. Откуда взялись? Говорят, приблудились сами.
Есть известный литовский поэт, переводчик Томас Венцлова, который в своё время был дружен с Бродским. Он на одной из лекций рассказал: «Иосиф мне говорил: «Томас, если ты когда-нибудь будешь сидеть дома и увидишь, что к тебе зайдет кот, не гони его — это буду я»…