В спасском музее реализуют фантазии XXI века
Назад в Россию
Посетители персональной выставки Ольги Химич «Фантазии XXI века» в Спасском историко-археологическом музее дают щедрые оценки: «Какая красота! Какой талантливый человек!»
— Это моя первая выставка, — немного смущённо улыбалась её автор, начиная рассказ о себе. — По специальности я педагог-психолог дошкольного образования, но тяга к творчеству существовала во мне всегда...
Поэтому когда хорошая знакомая, преподававшая композицию в художественной школе в Алма-Ате, собралась уезжать из Казахстана навсегда, она порекомендовала на своё место Ольгу Алексеевну, которая на тот момент заведовала детским садом. Школа и садик находились по соседству, все друг друга знали, известны были и художественные способности Ольги Алексеевны.
Она жила с трёхлетнего возраста в Казахстане, получила там образование, состоялась в профессии. Националистические настроения тогда лишь набирали обороты, и ещё не думалось об отъезде. Благополучная жизнь в многонациональной семье народов СССР, устроенный быт всё ещё казались прочной основой.
— Когда я училась в школе, у нас в классе было 18 национальностей на 26 учеников, — рассказывает Ольга Алексеевна. — И все дружили, все общались... Ну вот, я стала преподавать композицию и тогда, можно сказать, нашла призвание. Потом вышла замуж, посыпались дети...
Ко времени рождения пятого ребёнка решение покинуть Казахстан всё же созрело. Эти годы для семьи Химич были и радостными (все дети желанны, любимы), и трудными. Самосознание казахского народа крепло, для трудоустройства в соответствии с профессией требовался определённый разрез глаз. Так что, рассказывает Ольга Алексеевна, чтобы добыть средства к существованию, пришлось и пирожки продавать, и полы у состоятельных людей мыть. Вот и покинула она свой дом на окраине уже Алматы без какого-либо сожаления — её давно тянуло в Россию.
«Злато-серебро»
Корнями она из Сибири, из города Тулуна Иркутской области. Когда друзья, переехавшие в Свердловский регион, рассказали им, как там хорошо, и позвали к себе, Химичи долго не раздумывали.
— После казахстанских степей тянуло в лес, хотелось пособирать грибов и ягод, — рассказывает Ольга. — В Верхотурье я нашла себя. Когда мы туда ехали, мне даже снилось то место, где потом мы и поселились. Представляете, дом стоял на скале, внизу — река Тура, рядом — тайга...
Но оказалось, что комфортно там себя чувствовала только она. По всему было видно, что детишки её — южане, им было мало короткого северного лета. Заскучал по солнцу и глава семейства. Достойной работы для профессионального строителя не нашлось и в сибирской глубинке. Химичи зажили своим хозяйством, завели корову, коз, гусей, уток... Но детям не хватало овощей и фруктов, которые в тех местах исключительно привозные. Да и разве можно сравнить тепличный помидор с тем, что вырастал у них на грядке в Казахстане? В общем, прожив четыре года в Свердловской области, семья задумалась о переезде в центр России.
— У нас тут родные живут, они и поведали нам о Рязанской области, — продолжает Ольга. — Ой, а как мы сюда ехали, это целая комедия! Добирались своим ходом. Погрузились в УАЗ — и поехали...
И вот когда проезжали через Спасский район, вспоминает Ольга, ей очень понравились местные пейзажи. Ещё подумалось тогда: «Вот здесь бы жить!» После долгих поисков так и получилось. Домик в Гавриловском купили по объявлению в районной газете. Правда, замечает Ольга, домиком эту развалюху назвать было трудно...
— В Казахстане у нас только столовая была такого размера, а тут— весь дом такой! — всё ещё с удивлением говорит она. — Дыры в полу, щели, холод... Печка дымящая — это вообще для меня была экзотика!.. Дети в школу пошли, я их провожу, а сама повою-поплачу — да и за работу...
Все эти годы она не оставляла творчества. Говорит, не только сама им спасалась, но и мужу помогала. Делала эскизы, а он вырезал её задумки из дерева: игрушки на ёлку, детские стульчики, скульптуры... В дело шло всё, что копилось годами: разные тканевые кусочки; обрезки от пластиковых окон, ещё казахских; давным-давно приобретённые по случаю рамочки.
— Для кого-то мусор, а для меня — дороже злата-серебра, — улыбается Ольга. — Кастрюли-ковры могу оставить, а свой материал — ни за что!
В любимой технике
В очередной раз надо было выстоять. Она родилась в год Быка, и первая её работа на Рязанщине — аппликация: бык в ярком восточном стиле. Весёлый, блестящий, звенящий! И жизнь на новом месте пошла в гору: жилище немного облагородили изнутри, провели газ. Но главное, ей предложили работу в школе. Поначалу думала: теперь заживём! В Свердловской области учителя начальных классов хорошо зарабатывали. Здесь зарплата оказалась раз в девять меньше, утешало лишь то, что ей всегда очень нравилась работа с детьми.
Сельская школа — это особый уютный мирок, в котором детям хорошо: каждый присмотрен, обласкан. К сожалению, мир этот исчезает. Три года назад закрыли школу и в Гавриловском, а 75 учеников распределили по другим школам. А потом очень серьёзно заболел один из младших сыновей. Очень долго они лечились в Москве в больнице.
— Было так тяжело! Как говорят, не было сил дышать, — с болью вспоминает Ольга. — Мы приехали из больницы на побывку, решался вопрос об операции — делать её, нет. И вот иду по улице, навстречу директор музея: «Ольга Алексеевна, а давайте сделаем вашу выставку». Ой, говорю, это, наверное, много работ надо! А она: «Ну, года вам хватит?»
И Ольга начала готовиться к выставке. Большинство работ выполнила в своей излюбленной технике: объёмные картины из солёного теста.
— Дети, цветы и деревья — это близкие мне темы, — улыбается Ольга. — И вот ещё ангелы — тоже неиссякаемый источник вдохновения... Православие для меня — трепет душевный. Монастырских песнопений, что были в Верхотурье, не хватает мне здесь...
Зато теперь у Ольги Алексеевны вновь есть любимая работа. Сын по состоянию здоровья обучается дистанционно. Нашлось и ей место в школе дистанционного образования. Ольга Алексеевна преподаёт там изо. И как, спрашиваю, это делается?
— О, это очень интересно! — с радостью откликается она. — На своих уроках, изучая новую тему, мы можем побывать в любом музее мира! И практически каждое занятие мы это делаем. Виртуально, конечно же, гуляем по залам, но тем не менее...
Наталия Терлеева