Рязанские аграрии готовятся к сложностям
В долговой яме
— Ещё в 2010 году мы влезли в неимоверные долги, — рассказывает представитель КФХ «Зоринское» Ухоловского района Александр Бубенцов. — С 10 миллионов рублей весной — до 75 миллионов осенью, из-за неурожая и взятых на развитие кредитов. За четыре прошедших года выплатили около 50 миллионов рублей, но из долговой ямы так и не выбрались. Прибыли нет, хорошо ещё, что работаем без убытков...
Эта ситуация — типичная для нашего региона, разве что суммы долгов разнятся. Практически все из пятисот фермеров, которые (по документам) ведут сегодня фактическую сельскохозяйственную деятельность в области, имеют перед банками кредитные обязательства. И подавляющее большинство из них в последние четыре года по причине неурожая не заработали тех денег, на которые рассчитывали, а стало быть, не смогли своевременно рассчитаться с кредитами.
Без особого оптимизма смотрит в завтрашний день даже один из самых успешных ухоловских фермеров Алексей Нагайцев, чьё фермерское хозяйство — признанный лидер по урожайности.
— Если засуха будет и в этом году, то процентов 20 наших фермеров вполне могут разориться, — высказывает мнение Алексей Иванович.
Схема одна — деньги разные
Говоря о ещё одной проблеме, стоит вернуться на два года назад, когда многие аграрии ратовали против вступления в России во Всемирную торговую организацию. Опасались наплыва дешёвых заграничных продуктов на отечественные прилавки, но беда пришла с другой стороны... Новые правила игры с европейцами обернулись лишением государственного субсидирования закупок льготного топлива, энергоресурсов, минеральных удобрений, дотаций на комбикорма и запчасти. Всё это теперь запрещено Европой.
Взамен ещё с прошлого года для российских фермеров ввели европейскую модель помощи — из расчёта площади сельхозугодий. Вот только наши фермеры сегодня в среднем получают по12 евро за каждый гектар (в 2013 году в регионе субсидия составила 482 рубля за 1 га), а европейцы — от 80 евро в Румынии до 200 евро (и более) во Франции и Германии. Словом, схема-то одна и та же, жаль, что деньги не одинаковые...
Опять же, если до вступления России в ВТО топливо российским аграриям продавали с приличной скидкой от рыночной цены, с прошлого года скидки сократились примерно вдвое. Добавьте сюда извечные проблемы со сбытом сельхозпродукции, и в принципе, станет ясно, почему фермерская доля в аграрном производстве нашего региона ничтожно мала — всего 3,8%.
Страховщики нам помогут?
По мнению некоторых экспертов, «спасательным кругом» для фермеров, которые уже сегодня стоят на грани разорения, могло бы стать страхование посевов, к примеру — на случай засухи. Так, уже в течение семи лет страхует урожай глава крестьянско-фермерского хозяйства «Земледелец» Александро-Невского района Сергей Оводков.
— Естественно, чтобы страховая компания выплачивала всё, как полагается, договор должен быть составлен без так называемых «серых схем», — говорит Сергей Владимирович. — К примеру, мне в прошлом году, страховщики заплатили без каких-либо проблем.
Справедливости ради стоит сказать, что пример Оводкова — едва ли не единственный на Рязанщине. Мы поинтересовались в региональном министерстве сельского хозяйства и продовольствия, почему фермеры не спешат страховать посевы, тем паче, что механизм страхования определён ещё в 2011 году, а с прошлого года государство оплачивает за фермеров аж 50% от суммы страхового взноса? Увы, ответа на этот вопрос пока нет.
Надо объединяться!
Сами же фермеры, не доверяя страховщикам, предпочитают полагаться на исключительно себя. И хотя бы с некоторыми трудностями, объединяя усилия, им удаётся справляться. Так, к примеру, михайловскому фермеру Сергею Пеньшину принадлежит идея создания ассоциации, объединяющей в себе сразу несколько фермерских хозяйств. Пеньшин придумал проект — «Горчица России». Посевы у каждого фермера — свои, а вот договоры с покупателями подписывает единый поставщик — фермерская ассоциация.
— Горчица — высокорентабельная культура, — говорит Сергей Александрович. — Технологию выращивания мы отработали. И в этом году поставим в Германию 10 тысяч тонн. На будущее — ведём переговоры с Китаем. На мой взгляд, когда производители объединены — они могут отстаивать достойную цену. Ведь трейдеры зарабатывают сегодня именно на раздробленности фермеров...
Мнение власти
Министр сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Дмитрий Андреев:
— Чем больше занятость людей на селе, тем лучше для страны. Каждый фермер обеспечивает работой, как правило, не только свою семью, но и ещё пять-десять, а иногда и пятьдесят человек. Без малых форм хозяйствования процветающее село не построить.
Хорошая тенденция в среде фермеров —объединение. За последние годы в нашем обществе и в экономике доверие людей друг к другу было в известной степени утеряно, и то, что сейчас появились первые ростки кооперации — это прекрасно, и министерство это готово всячески поддерживать, потому что в единении — сила.
Справка
По информации регионального минсельхоза, сегодня страхование сельскохозяйственных рисков осуществляется в «формате» объединений страховщиков. Начиная с 2014 года данные объединения должны сформировать фонд компенсационных выплат, который будет наполняться за счет перечисления страховщиками части полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования. Такие объединения гарантируют платежеспособность всей системы в случае банкротства одной из компаний. Исключается ситуация при которой, в случае тотального неурожая, страховщики окажутся не в состоянии выполнить свои обязательства перед товаропроизводителями.
Как помогает государство
Как сообщили нам в региональном министерстве сельского хозяйства и продовольствия, в настоящее время государство использует около двух десятков способов поддержки фермеров. Основные: субсидирование процентов по кредитам, оплата части взноса при агростраховании, погектарные субсидии, субсидии на производство и реализацию молока, поддержка племенного животноводства и мясного скотоводства и другие.
Кроме того, в нашем регионе действует целевая программа «Поддержка начинающих фермеров Рязанской области на 2012-2014 годы». В 2012-2013 годах участниками программы стали 42 фермерских хозяйства, которые с помощью государственной поддержки реализуют бизнес-планы по различным отраслям ведения сельхозпроизводства: молочному и мясному животноводству, козоводству, птицеводству, пчеловодству, выращиванию зерновых и овощеводству. За два года начинающим фермерам из федерального и областного бюджетов перечислили 64 млн. рублей. В 2014 году на поддержку тех, кто решил стать фермером, выделили 29 млн. рублей бюджетных средств.
Лариса Булатова, Александр Абрамов