Рязанский балалаечник сыграл на юбилее лидера Северной Кореи
По струнам души
Видеть и слышать артиста на сцене — хорошо, а беседовать с ним за чашкой чая — ещё лучше. До и после своих выступлений «Парафраз» собирается в этой гримёрке в здании Рязанской филармонии в полном составе Сегодня концерта не будет, зато у нас есть возможность без спешки и суеты поговорить с Виктором Колупаевым — ветераном знаменитого коллектива стоявшим у его истоков. В этой беседе участвовала и вокалистка Лариса Голикова, а по совместительству жена Виктора Алексеевича, которая более 25 лет выступает вместе с «Парафразом». Кстати семейный стаж двух заслуженных артистов России тоже насчитывает четверть века.
Жизнь тем временем продолжается, и квартет «Парафраз», которому они обязаны своим знакомством, скоро отметит своё 34-летие. Для творческого коллектива это больше, чем зрелость, скорее долгожительство, признают сами артисты. И не скрывают рецепта долголетия: терпение, ещё раз терпение и, конечно, любовь к музыке, которой в отличие от нотной грамоты научить нельзя — с этим надо родиться. Виктору Алексеевичу повезло родиться в семье, где волшебная сила искусства никого не оставляла равнодушным, хотя профессиональным музыкантом стал только он один, младший из четверых детей.
Слыша, как звучит гитара в руках отца, Витя тоже мечтал приобщиться к этому искусству. Да и какой подросток 60-70-х не хотел подружиться с семиструнной? Только для Виктора эта дружба означала нечто большее, чем дворовые посиделки под чьё-то невнятное бренчание. Он уже твёрдо решил, что будет играть профессионально
— В течение полугода в 8-м классе всё свободное время я играл на гитаре, чтобы поступить в училище, — вспоминает Виктор Алексеевич.
— Это дополнительно к занятиям в музыкальной школе?
— Я там никогда не учился — готовился самостоятельно.
Приёмная комиссия музыкального училища по достоинству оценила одарённого юношу и предложила ему развивать свой талант... в классе балалайки на отделении народных инструментов.
— Увы, в нашем училище не было класса семиструнной гитары, — вспоминает мой собеседник.
И как тут не поверить в поистине безграничные возможности Его Величества Случая? Случайное знакомство начинающего музыканта с абсолютно новым для него инструментом оказалось на самом деле судьбоносным. Звуки, слетевшие со струн простой балалайки, коснулись струн души — и те заиграли в ответ.
А почему, собственно, все думают, что балалайка проста и незатейлива? В современном оркестре русских народных инструментов используется пять разновидностей балалайки: прима, альт, секунда, бас, контрабас. Солирует, разумеется, прима.
— Виктор Алексеевич, скажите, это она и есть? — указываю в сторону внушительных размеров инструмента, который уютно расположился на стуле, придвинутом к столу (будто собрался попить с нами чаю).
— Нет, это бас — на нём играет Андрей Кулигин. А вот моя прима. — Открыв футляр, музыкант достаёт балалайку, которая кажется малышкой на фоне своей «басистой» коллеги.
Однако возраст у неё не детский уже давно: оказывается, эта балалайка старше квартета «Парафраз», который образовался в 1980 году.
Квартет трио не помеха
В то время, когда вся страна жила впечатлениями от грандиозного спортивного праздника — Олимпиады-80, четверо молодых преподавателей из рязанского музучилища загорелись идеей, далёкой от спортивных баталий, но не менее интересной — создать классический русский квартет. Да, коллектив такого формата, как принято говорить, впервые появился именно в Рязани. За три с лишним десятилетия его состав обновился ровно наполовину. Самое первое поколение квартета представлено художественным руководителем Александром Рождествиным (домра) и Виктором Колупаевым (прима-балалайка), позже к ним присоединился баянист Владимир Иванов, а затем самый молодой участник — Андрей Кулигин (бас-балалайка).
Участники квартета менялись, но исполнительский уровень творческого коллектива всегда оставался профессионально высоким. Среди первых громких достижений «Парафраза» — такие звания, как дипломант Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1985 году и лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в 1986-м. Рязанский квартет не только покорил самые престижные сцены страны, но и объездил чуть ли не полмира. В Германии, где они особенно часто бывали с гастролями, артистам присвоили звание почётных граждан города Дюльмена. «Парафраз» тепло встречали и в Европе, и в обеих Америках, и в странах Востока, в том числе в закрытой Северной Корее.
— В 1992 году нас пригласили выступить на юбилее ныне уже покойного Ким Ир Сена, — вспоминает Виктор Колупаев. — В честь его 80-летия был устроен пышный приём, в конце которого в зал внесли многоярусный торт, сверху украшенный большим ананасом. Потом каким-то непонятным образом этот фрукт исчез... и оказался у одного из наших участников. Тому очень хотелось ананас попробовать.
Гром оваций, почётные звания, награды, сопровождающие многолетний творческий путь «Парафраза», не стали и, как уверен Виктор Колупаев, не могут стать поводом для почивания на лаврах. Творить — значит постоянно развиваться, стремиться к чему-то новому. Идея образования вокально-инструментального трио вызревала у его будущих участников долго и наконец нашла своё воплощение. Кому-то из рязанцев уже довелось видеть на сцене выступления небольшого коллектива в составе гитариста Александра Волкова, певицы Ларисы Голиковой и балалаечника Виктора Колупаева. У остальных поклонников этих замечательных артистов и всех любителей городского романса есть шанс попасть на их концерты в новом сезоне.
— Кстати, какое название зрителям искать на афишах?
— Мы специально не стали придумывать названия, — говорит Виктор Алексеевич. — Оно появилось и прижилось само по себе — «Русское трио».
«Русскому трио» и «Парафразу» незачем бороться за зрителя: поклонники настоящего искусства по достоинству оценят оба коллектива. А у труженицы балалайки, которая сейчас прячется в футляре, впереди ещё много работы. Ведь она — прима.
Людмила Баженова