Фасады рязанских домов осваивают альпинисты
Работа по любви
Начало про людей на фасаде зданий здесь неспроста. Даже в семидесятых, когда фильм, известный по песням из фильма «Вертикаль», дал новую жизнь моде на альпинизм (а началось все еще на рубеже 18-19-х столетий), увидеть человека, способного забраться по стене в любое окно, было, как минимум, странно. Мысль о том, что злоумышленник не станет почем болтаться у всех на виду, не успевала прийти в голову, и суровые граждане в лучшем случае звонили в милицию, а в худшем — лезли в окно с ножами, чтобы перерезать веревки. Некоторое облегчение пришло, когда западный кинематограф показал мойщика окон — персону, в основном, комическую. Затем появились спасатели, которые окончательно убедили публику, что добро остается добром, даже если лезет на стенку.
Как и полагается, промышленные альпинисты произошли от альпинистов спортивных. Законы капитализма оказались не менее суровыми, чем законы гор. Хочешь использовать нормальное снаряжение летом — заработай на него зимой и весной.
Вам даже не снилось
Применений альпинистского опыта и отваги, по идее, должно быть много, но часто оказывается, что публика просто не знает, что «и это можно». Как, например, жителю седьмого этажа может прийти в голову, что все его старания утеплиться тщетны, пока он не сделает это снаружи? Даже видя внезапную «отделку» в рамках одной квартиры на стенах многоэтажки, мы готовы поверить в то, что это прихоть богатеев, а не последний шанс согреться. А ведь даже при цене утепления стен в 2-3 тысячи за квадратный метр это может довольно быстро окупиться. Зато многим жителям панельных домов уже доводилось увидеть в своем окне добрые обветренные лица промальпинистов — заделку швов проводят и на бюджетные деньги.
Плавно переходя от частного к общественному, введем термин «арбористика». Слово это получается, если вместо «альпин», в смысле гор, в «альпинистике» вставить дерево, в смысле латинского «арбор». Сразу становится ясно, что арбористы-физкультурники приобщаются к высоте и природе из эгоизма, а арбористы промышленные получаются из промальпинистов и служат обществу. Разумеется, зовут их в тех случаях, когда никаким другим способом кронировать деревом уже нельзя.
Разумеется, различные фасадные работы требуются и корпоративным клиентам. А еще им нужен монтаж рекламных, световых конструкций, антенн, громоотводов, ремонт труб, покраска всего и вся. В общем, задачи стоят перед альпинистами разные и очень непростые.
Машина не залезет
Среди людей с поверхности Земли у промальпинистов конкурентов почти нет. Только те, кто пользуются различными «костылями» — автовышками, лесами и прочими электролюльками. Впрочем, заказчики сами облегчают нашим героям конкурентную борьбу. Они строят дома слишком тесно, да и заставляют подъезды для автовышек всяким наземным хламом, покрывают здания стеклом, которое боится люлек и не позволяет закрепиться лесам. Прогнозы фантастов и даже просто мимолетный взгляд в сторону воображаемой линии горизонта убеждает: до тех пор, пока не изобретут индивидуальные устройства для левитации, у этих людей работы будет становиться только больше и больше. Да и кто первым рискнет подняться в воздух на этих «флипах» и «джетпаках»? Они же.
С пятого разряда
Но что же это за люди такие? И, самое главное, как отличить их от самозванцев? Поскольку падать и калечиться альпинистам приходится в основном самим, государство не озаботилось о какой-нибудь маломальской сертификации такой деятельности. Хорошо, что в этом столетии они хотя бы попали в Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС). Определение получилось вполне исчерпывающее: «выполнение технологических операций в безопорном пространстве с применением альпинистских технологий при производстве ремонтно-строительных работ на высотных конструкциях, радиотелевышках, опорах, мостах, дымовых трубах, газоходах, сводах тоннелей, ледобойных быках мостов и т.п».
Кроме «технологических операций» тут есть и «проведение ревизий, осмотров и выявление дефектов высотных конструкций. Покрытие различных поверхностей антикоррозионными материалами. Производство малярных работ. Реставрация уникальных архитектурных объектов, храмов, памятников, куполов, стел, фасадов зданий и сооружений. Ремонт облицовки, архитектурных элементов и украшений, балконов, карнизов...» Есть даже «выполнение работ по обеспечению безопасности деятельности на горном рельефе при съемках фильмов, проведении массовых мероприятий». Особого внимания требует подраздел «Должен знать». Он, как и полагается, один из самых объемных в справочнике. И все это только о знаниях. О моторных навыках и спортивной форме речи даже не идет.
Впрочем, и особой специальной формы удостоверения или образца сертификата к этому документу не прилагается. Но, даже исходя из него, заказчик должен понимать, что промальпинист не должен иметь не менее пятого рабочего разряда. А если речь идет о сварке, цементной пушке, вертолетах или сложной технике — то шестой или даже седьмой. Причем обычно договаривающиеся стороны забывают, что «тарифно-квалификационный» — это и про оплату, и про квалификацию.
Не падать и не кидать
Впрочем, как говорят во всех опасных профессиях, правила и требования здесь «написаны кровью». Поэтому если заказчик не хочет получить от подрядчика в подарок несчастный случай на производстве со всеми вытекающими, ему лучше опираться на рекомендации профессионалов.
Сами же профессионалы тоже не всегда довольны клиентом. Высокие цены и полная анархия порождают недобросовестное отношение к оплате труда. По интернету ходят «черные» списки «кидал». Если и есть в промальпинистской среде здоровая цеховая самоорганизация, то только локального характера.
Впрочем, не следует забывать, что большинство строительно-монтажных работ так или иначе уже контролируются документально, поэтому заказчик сам решает что выбрать — профессиональную работу с гарантией или «джамшутинг», как называют это дело некоторые промальпинисты.
Попробуй, возглавь!
Вначале мы вспоминали о мойщиках окон. Клининговые услуги на высоте стоило бы вообще выделить в отдельную тему для обзора и перенести ее во времени на другой сезон. На широте Рязани природа сделала все, чтобы кроме пыли на окнах главным интересом промальпинистов были сосульки, снег на козырьках и крышах и прочие враги макушек и машин. Вот здесь, кстати, для «джамшутинга» простора гораздо больше. И речь даже не мигрантах.
— Одна из главных проблем в этом бизнесе — это частники. Никто не мешает клиенту заплатить за один день работы вашей компании, а позже самому нанять вашего же альпиниста напрямую, — жалуется популярный альпинистский сайт, имея в виду как раз мойщиков окон.
Представьте себе пиратское судно, а вы на нем главный. Чтобы направить стволы и лезвия ваших крепышей в сторону превосходящего противника, а не на вас самих, надо обладать истинно капитанской харизмой. Примерно так же чувствует себя тот, кто пытается возглавлять отдельно взятую компанию по оказанию промальпинистских услуг. Когда сверху небо, снизу твердь, а везде-везде — гравитация, поневоле научишься решать сам за себя, а доверять единицам. Заставить работника, который прямо на рабочем месте выставляет себя как частника в самом выгодном свете (и всегда — на высоте), не уходить, не пропадать где-то, выполняя «леваки», отдавать часть заработанного на зарплату боссу — весьма трудно. Поэтому и «боссов» в этой профессии вы не увидите. Даже в нашем обзоре нет прямых цитат: чтобы их записать, нам пришлось бы самим лезть на стену — все руководители фирм сами работают наравне с подчиненными. Так что бизнес этот не для офисно-кресельных обитателей. Хотя и перспективы у него, очевидно, шире.
Алексей Еремкин