Главврач поликлиники №2 Рязани победил в одной из номинаций конкурса «Лучший врач года»
— Это явилось большим сюрпризом для меня. Путь в этом конкурсе я начал три года назад — после защиты диссертации осталось много аналитических материалов о работе лечебного учреждения, которым я руковожу, мне жаль было их просто выкинуть в мусорное ведро, потому я решил не останавливать эту работу. С 2011 по 2013 год анализировал различные показатели работы поликлиники №2: от финансовой и хозяйственной деятельности, до состояния здоровья пациентов и оказанной им медицинской помощи. Словом, моя работа – это мое виденье, как главврачу распределить ресурсы таким образом, чтобы медицинская помощь была качественной и доступной. Работа заняла 200 листов.
— Олег Александрович, что же оказалось самым сложным?
— Устроители конкурса в этом году изменили формат подачи заявки — лимитировали её 25 листами. Поэтому самое сложное было уместить объёмный труд в 25 листов. Тем более что каждое слово, каждая цифра была написана мной. Сократить что-либо оказалось непросто. Я всегда считал, что чем объёмней работа, тем она более фундаментальна и качественна... Занимался я этим вопросом все новогодние праздники. По большому счёту, мне хотелось заявить на федеральном уровне о нашем рязанском здравоохранении — что бы там ни говорили, нам есть, чем гордиться. У нас есть великолепные лечебные учреждения, мудрые доктора, которые беззаветно и добросовестно трудятся, спасая жизни людей и возвращая им здоровье. Награду я не могу расценивать как личный вклад — это работа всех сотрудников поликлиники, это и оценка руководства здравоохранения Рязанской области, и исполнительной власти. Жюри оценивало умение руководителя анализировать деятельность лечебного учреждения, делать предложения по улучшению оказания медицинской помощи. В конкурсе нет очного состязания, то есть азарта, драйва — ты отослал документы и не знаешь, что с ними происходит потом. Так я и сделал, после чего благополучно забыл об этом, а в преддверии Дня медицинского работника для меня первое место явилось настоящим откровением.
— Значит ли, что победа в конкурсе должна приравнять ваше учебное заведение к лучшим в стране?
— Многие сейчас говорят, что вот, мол, лучший главный врач руководит лучшим лечебным учреждением. Вы должны понимать, что это не так. Городская поликлиника №2, конечно, большая, крупная, в ней оказывают много видов помощи, но это не значит, что она является лучшим лечебным учреждением в России, так просто никто даже не ставит вопрос. Задача жюри была оценить не работу самого лечебного учреждения, а управленческий потенциал руководителя, его возможности делать предложения по улучшению работы.
— И что делается, чтобы всем стало лучше?
— Каждый руководитель хочет, чтобы его лечебное учреждение чем-то отличалось. Может быть, и не было бы лучшим, а было другим, отличным от остальных. Мы оказываем некоторые виды медицинской помощи, которых нет в лечебных учреждениях города. Взять хотя бы центр амбулаторной хирургии — у нас ряд операций выполняется в амбулаторных условиях, и это отличает нас от других поликлиник. Большой сегмент занимает стоматология — фактически функционирует небольшая стоматологическая поликлиника, а по объёму медицинской помощи она равна некоторым отдельным стоматологическим поликлиникам. Это также отличает нас от других. Большим объёмом работы у нас занимается амбулаторно-травматологический центр, который оказывает медицинскую помощь практически всему городу Рязани и Рязанскому району. В наш травмпункт обращается до 50 тысяч человек в год. Это не только отличает, но и накладывает дополнительную ответственность.
— Какие планы вы наметили перед собой как руководитель?
— Задач у поликлиники сейчас очень много. Сегодня акценты в оказании медицинской помощи переносятся на амбулаторно-поликлиническую сеть. У нас же ещё с СССР структура оказания медицинской помощи была перевёрнута с ног на голову. Во всём мире основное количество медицинской помощи оказывается на амбулаторном этапе. Это, во-первых, дешевле; во-вторых, более эффективно. Это всегда в какой-то мере профилактическое направление — зачем доводить больного до состояния стационарного лечения, когда можно ещё на амбулаторном этапе, корректируя его состояние, добиться того, чтобы не возникло ситуации со стационаром. Мы говорим о том, что необходимо перевернуть эту пирамиду. Надо понимать, что у нас на самом деле подавляющее количество граждан впервые встречаются с врачом именно в поликлинике, где ставится первый диагноз и назначается лечение. Поэтому первый контакт пациента и врача очень важен, и акценты сегодня переходят именно на этот уровень. Профилактика и формирование здорового образа жизни — это тот конёк, о котором мы много говорим, много пытаемся делать, но пока, к сожалению, воз и ныне там. Потому что население не воспитывали относиться к своему здоровью, как к бесценному дару. Люди просто наплевательски относятся к своему здоровью. Сформировалось устойчивое мнение, что, заболев, ты придёшь к врачу, врач тебе выпишет лекарство, ты его выпьешь и завтра проснёшься абсолютно здоровым. Но мы должны понимать, что это не так. Потому что вернуть утраченное здоровье невозможно. Можно корректировать в какой-то мере заболевание, можно назначать лечение, можно снимать обострение, но вернуть здоровье невозможно. Поэтому говорить людям, что своим здоровьем надо заниматься, начиная с молодого возраста, — это одна из задач поликлиники. Надо понимать, что сегодня здравоохранение корректирует состояние здоровья человека всего лишь на 10-15%. Всё остальное — это питание, экология, образ жизни, национальные традиции и тому подобное.
— А вы сами можете быть примером своим пациентам?
— Я не курю и никогда не курил, даже отслужив в армии, не привил этой пагубной привычки. На протяжении двух десятков лет встаю в шесть утра, лёгкий завтрак, сборы и около восьми я уже на работе. С работы ухожу после 18.00. Благо, что поликлиника имеет восемь этажей, квартира расположена на шестом, а лифтом я стараюсь не пользоваться, поэтому говорить, что веду малоподвижный образ жизни, не приходится. Стараюсь быть всегда за рулём, а алкоголь и автомобиль не совместимы. В еде умерен — ограничиваю сахар, белый хлеб. Возраст уже такой, что к еде подхожу не как к физиологической потребности, а, наверное, больше философски.