Касимовские пенсионеры ещё поскрипят
«Коммунизм просто!»
Большая и светлая комната, в которой живут, поддерживая друг друга, пять женщин. Проработав по 40 лет на фабрике, поворочав 70-килограммовые мешки с зерном, похоронив всех родных, они на пенсии остались одинокими, но, по счастью, не одни.
— У нас, в отделении, коммунизм просто, — улыбается Галина Михайловна Михеева, большой оптимист. — Строили его всё, строили, и думали, не дождёмся, а он — вот же! Всё вокруг общее, живём дружно, о нас заботятся, ухаживают и скучать не дают.
Галина Михайловна в отделении временного проживания оказалась вынужденно. Из своей собственной квартиры на втором этаже старого дома по улице Свердлова в Касимове она теперь любоваться небом может: одна опорная балка, поддерживавшая крышу, провалилась в комнату женщины. В списках на переселение Галина Михайловна далеко не первая, и кто знает, дойдёт ли до неё очередь, а пока она старается не унывать. И радует соседок задорной частушкой: «Любовь растаяла в тумане льдинкою, а мне оставила коляску с Зинкою...»
— К нам по вечерам баянист приезжает. Мы и песни поём, и пляшем. Ноги болят, но пляшем же! Нам скучать некогда: у нас тут и арттерапия, и лекции по краеведению читают. Рано нас списывать! Поскрипим мы ещё! — улыбается Галина Михайловна.
Ей с улыбкой по жизни идти сподручнее. Глядишь — и груз воспоминаний о разрушенном доме, который уже не восстановить, о потере родных, знакомых, которых пришлось пережить, станет чуть легче...
Пример «молодым»
Её соседка, Ольга Павловна Епифанова, тоже старается не опускать руки. Да и некогда ей. В свои 99 лет она стремится жить полноценной жизнью — больше двигаться, делать зарядку и даже осваивать установленные в отделении тренажёры. Почему бы и нет? Это много лет назад ей было тяжело, когда она, молодая работница вязальной фабрики, чинила отбракованные сети. Четыре десятилетия в шуме, пыли, а потом — одинокая старость, сейчас же она — дома!
— За мной ухаживать было некому: детей нет, у племянницы свои детки... А тут очень хорошо! Тут мой дом! Санитарки за нами ходят, как родные мы им. До ста лет точно жить буду! — уверенно говорит женщина.
А куда деваться! Она — пример для «молодых», таких как Антонина Кузьмина, которой пошёл всего-то 83-й год. Антонина Прокопьевна практически всю свою жизнь прожила в деревне. Она из Лощинина, что неподалёку от Касимова. Пережила двоих мужей и троих детей, причём двух неродных, которых воспитывала с раннего детства. В 2000-м не стало и второго мужа Антонины, совсем опустел дом Кузьминых. Без мужских рук в деревне непросто. Конечно, старались соседи помочь (всё ж в деревне все друг другу чуточку родня): где дорожки почистят от снега, где дров наколют. Правда, всё время создавать проблемы другим людям пенсионерам неудобно...
— Здесь очень хорошо живётся, за нами постоянно медики присматривают. У меня и зрение ослабло, и ноги вон пухнуть стали... Меня ж в молодости ставили на станки с самой тонкой нитью. Я, говорили, зорче всех. Весь день так и простоишь на ногах — от станка не отойти. Отвлечёшься — они такую дырень в сетке сделают! Теперь вот и ноги, и глаза не те. Хорошо, врачи всегда рядом... Родственники хотят меня забрать, но мне не хочется: они уходят на работу, а я одна опять... Здесь веселее жить.
Не захотелось быть обузой и её соседке Галине Сергеевне Алешковой. Она переехала в отделение из благоустроенной двухкомнатной квартиры. Непросто было жить вместе с душевнобольной дочерью. Женщина предпочла оставить всё и просто уйти.
C надеждой, что всё наладится
А Валентина Ивановна Арапова осталась без крыши над головой из-за пожара. Вспоминать ту ночь ей очень тяжело — слёзы наворачиваются. Терять жильё всегда страшно. Страшно остаться на улице и страшно покинуть родное пепелище, — довериться государственной системе не каждый способен. После пожара сначала ютилась на сохранившейся кухоньке, но потом приняла предложение перебраться в центр.
И теперь уже она помогает другим одиноким пенсионерам привыкнуть к жизни в отделении. Её часто можно увидеть поддерживающей более слабых: тех, кому сложно передвигаться или же кто плохо видит, или тех, кому страшно довериться людям (слишком много пришлось натерпеться от родных по крови — бывает и так). Долгими зимними вечерами, когда в отделении особенно много жильцов (деревенский быт в это время года не каждому по силам), она берётся за спицы и вяжет, чтобы и себя занять, и другим добро сделать: пусть всем будет в тёплых и мягких шерстяных носочках по-домашнему уютно...
Столь разные по интересам и характерам люди, объединённые одинаково непростыми судьбами. Они очень рады, что нашлось место, где можно почувствовать себя вновь нужными и дорогими кому-то людьми. В Касимове все знают, что в этом здании бывшего детсада им помогут. Организованное в голодные 90-е годы ради помощи ветеранам и семьям с детьми, теперь отделение временного проживания становится приёмной семьёй для одиноких пенсионеров Касимова.
— Такие отделения нужны. Хотя бы для того, чтобы пожилого человека отвлечь от его грустных мыслей, — говорит Ольга Шибаева, директор центра. — Для жильцов отделения это ещё возможность решить для себя, смогут ли они жить, например, в доме-интернате. Не все способны решиться на этот шаг. Здесь у нас они как в санатории или, если хотите, в детском саду для пенсионеров. У них ежедневные прогулки, рациональное питание и интересные занятия. Медики круглосуточно! Наши пенсионеры уже волей-неволей о здоровье заботятся. Это ещё пока не дом престарелых, и здесь люди живут надеждой, что скоро у них всё наладится и свои последние дни они проведут дома.
Галина Смирнова