В Рязани пытаются освободить дорогу общественному транспорту
Бюджетный вариант
Одним махом проблему не решить, да и деньги для строительства, например, развязок требуются огромные. Относительно недорогим могло бы стать, например, расширение путепровода на улице Есенина — убрав бутылочное горлышко над железной дорогой, власти решили бы проблему для немалой части горожан. Но даже на это средств нет — чиновники, еще пару лет назад обещавшие расширить путепровод, теперь только разводят руками: все, деньги кончились. Что в такие времена остается делать и без того малобюджетной Рязани? Решать проблемы с помощью организационных мер. Одной из них и может стать введение выделенной полосы для общественного транспорта.
В горадминистрации вопрос сейчас прорабатывается, и, помимо местных транспортников, привлекли специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, где «выделенку» уже ввели. Разумеется, в Рязани речь идет только о широких центральных улицах.
Одним выстрелом двух зайцев
В любом городе введение «выделенки» преследует сразу две цели: увеличение скорости движения общественного транспорта и... привлечение в ряды его пассажиров автолюбителей. Сколько в среднестатистической машине, едущей через Рязань, находится человек? Двое. А места автомобиль занимает как 2/3 маршрутки. И так — десятки тысяч авто. В разных городах мира вводить отдельную полосу для пассажирского транспорта начали с 60-х годов прошлого века. Полувековая практика показала, что новшество имеет смысл, когда число авто на тысячу горожан превысит 350-400 единиц. В Рязани этот показатель достиг 406 машин, то есть мы уже достаточно «подросли».
В Москве выделенные полосы стали появляться в 2011 году. С тех пор, по официальным данным, время простоя троллейбусов и автобусов в пробках заметно сократилось. Равно как и число количество задержек по графику движения: только с начала этого года показатель снизился на 45%, причем как раз за счет «выделенок». Помимо сухой статистики есть и люди, которые говорят то же самое. Как Галина Воронина, пенсионерка из столицы, которая и общественным транспортом пользуется регулярно, и на автомобиле ездит частенько.
— Сейчас я сажусь в машину, только когда нужно что-то перевезти, купить или съездить на дачу. А если нужно быстро куда-то добраться или поехать в центр, то вопрос не стоит: только общественный транспорт. Выделенные полосы почти не заняты, автобусы и маршрутки двигаются в принципе без заторов, — говорит Галина Петровна. — Когда все это только обсуждалось, говорили много разного, люди боялись. А сейчас привыкли и нравится.
Назвать опыт Галины Петровны среднестатистическим нельзя — женщина хоть и активная, но на пенсии. Однако, как выяснилось, ее работающий сын тоже пересел с личного авто на общественный транспорт по принципу: «Лучше ехать на автобусе, чем три часа стоять в пробке в автомобиле».
Видимо, столичные власти знают, что говорят, когда заявляют, что через шесть лет пользоваться городским транспортом будут свыше 70% москвичей. Тут один нюанс: количество и качество того самого городского транспорта при этом тоже нужно повышать. В Москве это делают, а в Рязани? Какой прок от «выделенки», если альтернативой рязанцам будут тесные маршрутки или огромные медленные автобусы? Оптимальный вариант — закупка комфортных автобусов средней вместимости. Они и не тесные, как маршрутки в час пик, и места на дороге лишнего не занимают, как пустые «хвостатые» троллейбусы или автобусы в середине дня: ни себе ни людям. Но тут опять упираемся в бюджет — он тощ.
Сложнее, чем кажется
Какое место в Рязани больше других напрашивается на «выделенку»? Московское шоссе — в сторону центра. Что будет, если организовать такую полосу? Общественный транспорт прекрасно домчится от автовокзала до Барса и… встанет. Еще одно бутылочное горлышко под путепроводом никто не отменял. Плюс поворот направо. Если говорить о Михайловском шоссе, то туда особо никто не рвется, во всяком случае, пока: в ближайший год введут в эксплуатацию городок на шесть тысяч человек и поворот явно будет в чести. А после путепровода поворот на Рязань-2, и он востребован уже сейчас. Как туда попадут машины?
Выделенная полоса для городского транспорта находится в крайнем правом ряду, и перед перекрестками в него вклиниваются обычные авто — те, которые хотят повернуть направо. Если их мало, не беда, а если много? Тогда частники, перестраиваясь, начинают мешать автобусам с троллейбусами, плюс тормозят еще и свою полосу.
Есть вариант, который может помочь — съездной карман перед перекрестком, расположенный правее «выделенки». И где его в районе путепровода сделаешь? Перестраиваться-то все равно начнут еще под мостом. Как ни крути, стоять Московскому шоссе и стоять. Та же проблема и на многих других участках — места под правый карман может просто не оказаться. А, например, в Канищево, на улице Интернациональной, места нет под саму выделенную полосу.
По словам заместителя председателя регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Михаила Борисова, еще одна проблема — припаркованные авто. Они стоят аккурат на крайней правой полосе по всему центру города, и даже если начнут работать сотни эвакуаторов, это не поможет: стоянок нет, даже платных.
— В первую очередь, для выделенных полос нужно продумать инженерную инфраструктуру, но в любом случае их появление в нашем городе еще больше затормозит движение на личных автомобилях, — уверен Михаил Валентинович.
Мнений немало, но, как ни крути, других реально дешевых вариантов у властей нет, так что от «выделенки» не уйти. Вся надежда на грамотность рязанских транспортников.
Только цифры
За день на улицы города выходит 122 троллейбуса, 94 автобуса Автоколонны 1310, больше тысячи маршруток и 158 коммерческих автобусов. В сумме — 1406 единиц транспорта, которые все вместе перевозят порядка 310 тысяч человек. 53% пассажиропотока приходится на коммерческий транспорт, 47% — на муниципальный.
Екатерина Смбатян