Рязанцев учат танцам на вертикали
Забор — не преграда
Можно сказать, танцы на вертикальной поверхности появились в нашем городе благодаря Олегу Сапожникову, который посвящает столь необычному занятию практически всё свободное время, совершенствуя своё мастерство и стараясь приобщить к этому увлечению всех желающих. Не стал исключением и погожий июльский вечер на минувшей неделе, когда Олег пригласил меня на очередное танцевальное занятие своей небольшой группы.
Мы встретились на окраине Центрального парка культуры и отдыха и отправились вглубь по одной из дорожек. По пути к нам присоединились две девушки — Кристина Станьковская и Алла Щербакова. Пройдя совсем немного, мы оказались у высокого каменного забора. Пока я прикидывал, как мы сможем преодолеть препятствие, Олег привстал на каменный отступ. Он потянулся и достал с противоположной стороны дерёвянную лестницу, при помощи которой наша четвёрка быстро перебралась через забор. За ограждением оказалось недостроенное здание в пять этажей без стен, окружённое высокой травой и молодыми деревцами.
— Вот мы и пришли, — говорит Олег, помогая девушкам и мне вскарабкаться на первый этаж. — Сейчас поднимемся на самый верх и приступим к тренировке.
— А почему выбрали именно это место?
— Во-первых, было бы глупо тренироваться в центре города на стенах жилых домов. Для этого пришлось бы просить разрешения у городских властей, а мы стараемся как можно меньше соприкасаться с ними. Во-вторых, в Рязани не так много домов с глухими стенами без окон, которые при неловком движении можно разбить. А в-третьих, недостроенное здание — это идеальное место для занятий с новичками, чтобы в спокойной обстановке научить их элементарным упражнениям. Но я уже исполнил вертикальный танец на старинном рязанском доме.
По пролётам мы легко забрались на пятый этаж, с которого открывался чудесный панорамный пейзаж городских окрестностей. Но в вертикальных танцах главное — это техника безопасности. Поэтому, пока я любовался рязанскими видами, Сапожников развязал рюкзак, достал оттуда две длинные верёвки и начал прикреплять их вокруг столбов недостроенного здания без крыши.
По совету знакомого
Пока Олег, стоя на краю пропасти, готовил снаряжение для тренировки, я завёл разговор с одной из наших очаровательных спутниц — Кристиной, которая в обычной жизни работает менеджером по закупкам.
— Давно занимаешься танцами по вертикали?
— Всего три недели назад. Вообще, я человек активный и не люблю сидеть дома. Раньше ходила в горы, в прошлом году стала заниматься скалолазанием, а теперь, после того как знакомый посетил одну из тренировок и с восторгом отозвался о ней, решила сама попробовать танцы на стене.
— Каковы твои первые ощущения? Не страшно?
— Наоборот, восхитительно. Ещё учась в школе, я занималась обычными танцами. Так вот в них существуют элементы, когда ты отрываешься от пола, — те же самые поддержки, сальто. А здесь ты изначально находишься в воздухе, можешь ногами оттолкнуться от стены и сделать более сложные элементы: кувырки, вращения, перевороты.
Космические полёты
Тем временем Олег уже закончил подготовительную часть тренировки, и мы спустились на третий этаж.
— Девчата пока осваиваются, и занятия проходят на небольшой высоте, — вводит меня в курс дела наставник. — В частности, Алла сегодня первый раз походит по стене. Ниже спускаться небезопасно, так как будут мешать заросли. Кроме того, верёвка, особенно для новичков, должна быть достаточно длинной, чтобы они не бились о стену.
Олег первым надел на себя крепления, проверил, прочно ли держится верёвка, и оттолкнулся от торца бетонной плиты. После нескольких разминочных упражнений он дал мастер-класс для девушек и своеобразное представление для меня. Со стороны это выглядело завораживающе красиво. Наставник небольшими шажками пробежал по бетонной плите, насколько это позволяла верёвка и, резко оттолкнувшись от конструкции, принялся вращаться вокруг оси. В воздухе он совершил пару оборотов, пока верёвка по принципу маятника не вернула его к плите. Однако Олег успел сориентироваться — он приземлился, а точнее «пристенился» к бетонному блоку и снова оттолкнулся от него ногой. Теперь тренер, вращаясь, летел уже в обратную сторону и оттолкнулся от плиты рукой. Он делал это с необыкновенным изяществом, словно птица, парящая над поверхностью.
Когда же танец завершился, я увидел восторженные глаза девушек. Затем черёд дошёл до новичков. Кристина и особенно Алла осторожно забрались на стену.
— Не страшно? — интересуется Олег у Аллы.
— Ни капельки, — отвечает она.
— Совсем-совсем? — уточняет наставник.
— Есть немного.
— Уф, — вздыхает тренер с облегчением. — А я уже хотел тебя обратно затащить, ведь терять опору под ногами, особенно в первый раз, безбоязненно никто не может.
Сначала студентка всё делала с опаской, но потом освоилась и начала ходить по плите вправо-влево, словно по полу, затем стала поворачиваться вокруг своей оси и, наконец, устав от напряжения, просто опрокинулась на спину и повисла в воздухе. Анна наслаждалась возможностью почувствовать себя птицей... хотя и на верёвочке.
— Как ощущения? — спрашиваю у дебютантки, когда она возвращается на бетонный пол.
— Словно ходишь по земле. Но когда отталкиваешься, возникает чувство полёта, будто вырастают крылья.
Девушки перевели дух, и наша компания снова поднялась на самый верх — провожать закат.
— Когда паришь над землёй, возникает чувство невесомости, все мысли куда-то улетучиваются и голова становится ясная-ясная, — рассказывает Олег о своих ощущениях. — Вы знаете, ко мне приходили заниматься люди, пытавшиеся покончить жизнь самоубийством, и даже те, кто раньше был прикован к постели. После занятий все говорили, что танцы по вертикали — лучшее лекарство от депрессии и болезней, помощник в преодолении жизненных трудностей. Во. время занятий все проблемы в буквальном смысле улетучиваются, человек рождается заново.
Так что, если вы когда-нибудь увидите на стене дома танцующих людей, не удивляйтесь. Они хотят порадовать публику невиданным зрелищем и показать, что человеку тоже свойственно летать.
Анатолий Агапов