На рязанских песках обосновался птичий колхоз
Есть ли жизнь на «пирамидах»?
Много лет мой друг, кандидат биологических наук Евгений Андреевич Горюнов, возглавляет Рязанское региональное отделение Союза охраны птиц России. Ему очень важно знать, сколько на этот раз птиц поселилось возле «египетских пирамид». Грунтовка, ответвлённая от шоссейки, привела нас прямо к сосновому бору (карьер находится рядом). На краю ютились вагончики для рабочих.
Мы спустились в заболоченную низину, где громыхал работающий на плаву земснаряд. А в стороне oт грохотавшей техники лежал подготовленный к намывке обширный пласт песка, ожидавший своего часа, видимо, ещё с прошлого года. Стоило нам ступить на песчаник, как отовсюду принялись взлетать изящные белые птицы, похожие на чаек. Это были малые крачки. Увидав людей, они забили тревогу. К негодованию крачек присоединились и величиной с воробья кулички, называемые малыми зуйками. А основания для беспокойства у тех и других были самые серьёзные: здесь у них находились гнёзда. У обитателей карьера они примитивные, лишённые всякой выстилки. Яйца лежат на голом песке в небольшом углублении, которое несушки выкопали сами. Иные птицы предпочли устроить гнёзда в отпечатках следов человека. Мастерства для устройства гнезда этим птицам не требуется. Любая ямка — это уже место для яиц. А вылупившиеся птенцы покидают её, как только обсохнут.
Выбор пристанища у этих птиц, кажется, случаен. Ведь тут беспрестанно грохочет техника, ходят рабочие, и кладки яиц затаптываются или же сваливаются в воду от наступающего на песчаник земснаряда. И всё же эти редкие, занесённые в Красную книгу кулики и крачки ежегодно тут появляются и гнездятся. Так какая же причина заставляет их обживать карьеры?
Когда-то малые крачки и зуйки селились небольшими колониями по пологим песчаным берегам и косам на отмелях рек. Необходимое условие для гнездования — островки чистого, свободного от растительности песка. Однако весенние паводки стали теперь редким явлением, и служившие многие годы места гнездования этих птиц со временем заросли травой и кустарником.
Конечно же, исконные места для выведения потомства встречаются и поныне, и так же, как и раньше, они продолжают привлекать малых крачек и зуйков на гнездование. Вот только надёжным пристанищем теперь их не назовёшь. Для поселенцев они стали адским наказанием: тут в выходные дни народу не счесть, птиц попросту распугивают. Да и природа к пернатым обитателям пляжей бывает порой неблагосклонна: сильные ветры заносят песком отложенные яйца, проливные дожди затопляют речные косы, вода гробит гнёзда. А в сильную жару песок накаляется до предела, и у наседок появляется необходимость в затенении своего гнезда, в противном случае яйца могут свариться вкрутую. Вот и подаются горемыки туда, где спокойнее и где есть условия для устройства гнёзд. Несколько лет назад я нашёл гнездо зуйков в россыпи щебня на обочине дороги, ведущей из Рязани через окские луга на Коростово. Подумать только: песчаная коса на реке всего в сотне метров, а зуйки предпочли ей обочину дороги.
Птичий колхоз
Но что делать, если гнездиться практически стало негде? Инстинкт самосохранения вида заставляет приспосабливаться к довольно необычным условиям. И поэтому гнёзда куличков можно встретить сегодня в отвалах мусора, отработанного шлака, опилок и прочего строительного хлама, выбрасываемого вблизи водоёмов. Или вот карьер: если соизмерить все упомянутые беды, связанные с гнездованием, то тут, пожалуй, есть хоть какая-то надежда на выживание.
Поднявшись на косогор, мы осмотрели внимательно песчаник в бинокль и так выяснили: кулики вывести птенцов успели. Своих пушистых чад родители увели на дальний край карьера, а значит есть шанс, что птенцы успеют вырасти и подняться на крыло. Крачкам здесь повезёт меньше. Эти флегматичные птицы к гнездованию приступили на пару недель позже зуйков, поэтому вряд ли успеют завершить насиживание яиц до того, как песчаниковое плато канет в жерле земснаряда. На карьере ежегодно находят приют и другие птицы. Сюда прилетают отдохнуть сотни озёрных чаек и чёрных крачек, заглядывают сюда большим числом степенные сизые чайки. А прошлой весной карьер заливался водами Оки, вместе с водой зашло и много рыбы. Теперь этот водоём служит птицам и местом охоты. В его отвесных берегах чернеют около полутысячи гнездовых норок ласточек-береговушек.
Что любопытно, тут, в «колхозе» общительных птичек, ежегодно поселяется множество красивейших созданий — золотистых щурок. Береговушки редкости собой не представляют, щурки же птицы немногочисленные. Лет тридцать назад они считались даже редкими и чуть было не «залетели» в областную Красную книгу. Но всё обошлось. За последние два десятка лет этих радужных птиц стало заметно больше, и теперь гораздо чаще они встречаются уже не на реках, а в степных оврагах и на карьерах, где роют норки в отвесных склонах. Причина всё та же: на реках их беспокоят люди. И, хотя на карьерах условия гнездования для птиц тоже не совсем идеальны, всё же здесь больше шансов вывести потомство. Щурки выкапывают норки длинные, больше двух метров. Это ограждает гнёздовые камеры не только от хищников, но и от обрушения берега: небольшие обвалы гнёздам не помеха.
У береговушек всё выглядит по-другому. Норки у них значительно короче (менее метра), и селятся они зачастую где попало, не очень-то заботясь о собственной безопасности. Рабочие рассказывают, что стоит экскаватору в пору гнездования ласточек вырыть где-нибудь котлован, как через недельку-другую на его склонах уже орудуют пернатые копатели. Но котлован время от времени расширяется, и норки уничтожаются. Несмотря на это, птицы гнездование возобновляют. И председателя Союза охраны птиц России это нисколько не удивляет. Береговые ласточки, в отличие от упомянутых щурок, ростом поменьше, а значит и силёнок у них меньше. Поэтому-то норы роют только в мягком, рассыпчатом грунте. Основным орудием работы и тем и другим служит клюв. Клювом птицы копают, лапками выбрасывают землю наружу. Жаль, что обитатели песчаных карьеров обитают в условиях полнейшего дискомфорта и что со сменой мест гнездования несчастные создания природы не обрели покоя.
Иван Назаров