Рязанских купцов экзаменовал «мадам губернатор»
Контрафакт живет и побеждает
Начнем с публицистики. За достоверность данной информации мы можем ручаться со стопроцентной уверенностью, так как она подтверждена печатным словом.
Оказывается, вопрос бесконтрольного роста цен на продукты первой необходимости более ста лет назад был в Рязанской губернии столь же актуален, как и сегодня. Так, в одном из выпусков газеты «Рязанский вестник» за октябрь 1890 года сообщается о заседании Московской городской думы, на котором обсуждалась проблема ценового регулирования. «Вопрос, поднятый в Москве, более чем актуален и для Рязани, — считает автор статьи. — В нашем городе мы также слышим многочисленные жалобы на непомерное возрастание цен на мясо, яйца, овощи, масло, хлеб, а также другие необходимейшие продукты. Например, цены на печеный хлеб который месяц держатся на самом высоком уровне. Более того, практически нет таких продуктов, которые не подвергались бы самой беззастенчивой фальсификации. Что же делает городская управа? Какие меры предпринимаются против этого зла? Мы с грустью должны отметить, что оных мероприятий не видим...»
Далее журналист взывает к санитарному отделу городской управы, справедливо требуя более частых и тщательных проверок городских рынков и торговых лавок. Он особо подчеркивает, что лиц, уличенных в необоснованном завышении цен и фальсификации, необходимо строжайшим образом наказывать. Согласитесь, что статья со схожим содержанием могла бы появиться и в современной прессе.
«Мадам губернатор»
Сегодня у рязанских чиновников существует свой дресс-код: строгий костюм, галстук, рубашка светлых тонов. Согласитесь, трудно представить областное начальство на рабочем месте в джинсах или свитере, хотя в неформальной обстановке многие чиновники не чураются модных тенденций. Впрочем, всем им вместе взятым далеко до первого рязанского губернского наместника Михаила Кречетникова.
Михаил Никитич внимательнейшим образом следил за последними образцами европейской моды и, по свидетельству современников, не упускал возможности пощеголять в парижских моделях, только-только появившихся при французском дворе. Этот рязанский руководитель содержал целый штат портных и даже в пожилом возрасте носил шелковые чулки, башмаки с красными каблуками и только входящие тогда в моду очки. Современники утверждали, что наряды губернского наместника стоили баснословных денег. Поговаривали, что средства на оплату материалов и фурнитуры из Парижа и Лондона господин Кречетников заимствовал из губернской казны, что, однако, не мешало ему быть рачительным распорядителем имперского бюджета.
Кроме того, Михаил Кречетников прославился тем, что по собственной инициативе стал устраивать специальный экзамен для желающих перейти в купеческое сословие, «дабы проверить познание оных и способность их к торговому делу». Естественно, платно. Однако к концу ХVIII века купечество составляло 20% от общего населения Рязани. Цифра рекордная!
Ходили упорные слухи о не совсем традиционной сексуальной ориентации губернского наместника. Говорят, что всемогущий князь Потемкин, главный покровитель Кречетникова, при встречах называл его «мадам губернатор».
Запрещенный институт
Сегодня в областном центре работает около 50 высших учебных заведений (включая коммерческие вузы и филиалы). Однако мало кто знает, что первый негосударственный вуз открылся в Рязани в 20-х годах прошлого века. Он назывался Рязанский институт народного образования (РИНО). По уставу возраст студентов определялся от 17 до 75 лет. Принимался в институт каждый желающий без экзаменов, факультет выбирался также по желанию. Деление на факультеты было достаточно условным — студенты могли посещать любые лекции.
Целью данного учебного заведения была подготовка не специалистов какого-то определенного профиля, а «образованных граждан народного государства». К сожалению, судить о качестве столь новаторского образования мы не можем, так как РИНО просуществовал всего один год. Институт был настоящим бельмом на глазу тогдашней власти.
Дело в том, что студенты придерживались разных политических убеждений, но коммунистов среди них практически не было. Более того, настроения в институте царили самые неблагонадежные. Например, студенты устроили траурный вечер, посвященный 10-летию со дня смерти Льва Толстого, они регулярно собирали подписи в защиту арестованных «чрезвычайкой» педагогов и вообще вели себя вызывающе.
На встречу с Луначарским явилось всего двадцать человек, да и те задавали такие вопросы, что наркому образования пришлось срочно ретироваться. Вскоре после этого события первый рязанский негосударственный вуз был расформирован.
Пивной водопровод
Многие любители пенного напитка мечтают: «Вот бы было здорово провести в квартиру пивопровод прямо с пивзавода — открыл краник и пей сколько влезет!» Удивительно, но эту заветную мечту почти осуществили рязанские «умельцы» в конце шестидесятых годов прошлого столетия.
До окончания строительства рязанского пивзавода оставались считанные дни, уже была назначена дата торжественной церемонии, как вдруг обнаружилось, что при строительстве «забыли» проложить трубопровод, соединяющий насосную станцию и грейдерную. В авральном порядке на объект перебросили бригаду специалистов-монтажников. Трубопровод профессионалы смонтировали в рекордно короткие сроки, правда, как оказалось, и о себе не забыли. Через пару дней начальство заметило странную вещь: уже с раннего утра рабочие были изрядно навеселе.
Провели расследование, и оказалось, что в бытовке монтажников круглосуточно работает настоящий пивной «источник». «Специалисты» внесли некоторые изменения в проект трубопровода и регулярно снабжали себя и всех страждущих бесплатным свеженьким пивком.
«Не бойся, Маша, я Дубов!»
Кто из нас не читал о благородном разбойнике Владимире Дубровском? Это пушкинское произведение входит в школьную программу, да и два знаменитых фильма, снятых по классическому сценарию, разошлись на цитаты. Однако мало кто знает, что, возможно, прототип российского Робин Гуда совершал свои подвиги на территории Рязанской губернии. Конечно, на сто процентов утверждать, что Александр Сергеевич «нашел» своего героя в наших краях, мы не беремся. Но кое-какие весомые основания для этой сенсационной версии имеются.
Есть в Шиловском районе место, которое старожилы называют Дубки. Сегодня там днем с огнем не сыщешь ни одного дуба. А вот два века назад в его окрестностях еще шумела ветвями красивейшая дубовая роща. Кроме того, в Дубках находилось небольшое имение местного дворянина. Говорят, что однажды он крупно повздорил с Шиловскими — богатыми владельцами шиловской вотчины, наследниками известного боярского рода. Ну и разорили его бояре. Можно сказать, по миру пустили. А он собрал своих дворовых, которые были искренне преданы доброму барину, и стал промышлять на Владимирском тракте. Бедных не трогал, деньги отбирал только у богатых помещиков. «Творческий псевдоним» выбрал себе по месту рождения и на модный польский манер — Дубровский, а народ по-своему переиначил: Дубов.
Самое интересное, что дальнейший вариант народной легенды о Дубове-Дубровском почти полностью совпадает с литературной версией. Полюбил благородный разбойник девушку — дочку рязанского помещика Карлова. И она ответила ему взаимностью. Только отец и братья были против. Для поимки Дубова они из Рязани выписали две роты солдат. Долго ему удавалось уходить от преследователей, но в конце концов нашего Робин Гуда выследили и застрелили. Похоронен Дубровский-Дубов на берегу речки Пары.
В начале XIX века эта история получила широкую огласку и обсуждалась даже при дворе. Так что, вполне возможно, Александр Сергеевич знал о ней и использовал ее как исходный материал для своей повести.
Михаил Колкер