На границе Рязанского и Рыбновского районов застроят 20 гектаров
«В поселке Шлаковый полно парикмахерских, но нет молочной кухни», «В Недостоево куча магазинов, но нет ни кинотеатра, ни развлекательного комплекса», «На Московском все здорово, только из-за пробок до работы добираешься полтора часа». Похожие реплики периодически приходится слышать даже от патриотов своих микрорайонов. Но развитие инфраструктуры во всех частях Рязани будет зависеть от совместных усилий власти и бизнеса и выполнения уже намеченных планов. О перспективах и приоритетах комплексной застройки различных микрорайонов областного центра на страницах нашего издания рассказывает заместитель главы администрации города Антон Воробьев.
Центр притяжения
— Наиболее развитыми по обеспеченности объектами социально-бытовой инфраструктуры в городах считаются центральные районы. Рязань следует этой традиции?
— Рязань, конечно же, не является исключением из общего правила, и основные объекты соцкультбыта находятся здесь в шаговой доступности, в отличие от спальных районов и отдаленных частей города. Но с развитием комплексной застройки обеспеченность торговыми площадями и социальными объектами во всем городе существенно возрастает. В результате такого компактного расположения жизненно важных объектов у жителей микрорайонов появляется возможность приобрести все необходимые товары или получить услуги, не тратя денег на долгие переезды, а значит, улучшается транспортная обстановка, снижаются пробки.
— Не слишком ли категорично утверждение о том, что Малый и Большой центры больше не могут являться территориями массовой застройки, в том числе социальными объектами?
— Малый центр — это историческое ядро города, и каких-либо системных изменений, связанных с архитектурой, здесь, скорее всего, не предвидится. Свободных земельных участков, не имеющих владельцев, в этой части Рязани практически нет. В Большом центре есть определенные территории для освоения, но в данном случае многое будет зависеть от величины расходов на расселение аварийного жилищного фонда. Кроме того, важным приоритетом для властей города является создание на свободных от застройки территориях новых парков и скверов. Разбитый недавно сквер на пересечении улиц Горького и Введенской — наглядный тому пример.
— Высокая стоимость освоения площадок в центре и дефицит земель, видимо, обуславливают недостаток крупных торговых центров в данном районе...
— Согласен. Нельзя забывать и том, что создание и управление подобными объектами влечет за собой массу дополнительных расходов, таких как налог на землю, создание удобных подъездных путей, просторной и качественной парковки. Опыт показывает, что собственно здание будет занимать лишь 30% участка, и это на фоне дефицита земли в центральных районах. Крупные торговые центры — это, как правило, не объекты для ежедневного посещения. Наибольший поток покупателей наблюдается здесь, как правило, в выходные и праздничные дни. Администрация и девелоперы делают ставку на размещение гипермаркетов и торгово-развлекательных центров на окраинах или в выездных зонах города. Учитывая отечественную культуру шопинга, это вполне оправданно.
Главный регулятор
— Но те же гипермаркеты есть не во всех отдаленных микрорайонах города…
— Жизнь рядом с крупным торговым центром, кроме его шаговой доступности, имеет и немало минусов в виде постоянного шума, загазованности, пробок. Девелоперы, понимая это, стремятся размещать объекты там, где они будут создавать наименьшие неудобства для потребителей и постоянных жителей микрорайона.
— В Рязани, как известно, высокий показатель обеспеченности торговыми площадями. Есть ли здесь резервы для роста?
— Думаю, что да. Любой предприниматель, открывая даже маленький магазин, изучает платежеспособный спрос и потребности в наличии точки того или иного профиля в данном микрорайоне. То есть в данной сфере главным регулятором является сам рынок. Соответственно, наибольшая активность торгового бизнеса в ближайшие годы будет особенно явственно ощущаться в новых микрорайонах Рязани. Как только в каком-либо сегменте торговли возникнет неудовлетворенный спрос, в городе вполне может появиться крупный торговый центр соответствующего направления.
— Строительство медицинских и образовательных учреждений в центральных районах затруднено из-за нехватки земли?
— Как вы понимаете, школы и детские сады — это, как правило, муниципальные объекты, и строятся они, исходя из реальной потребности в таких заведениях. При дефиците земли возможна реконструкция действующих детсадов, в том числе и с надстройкой дополнительных этажей, как, например, в случае с садиком на улице Затинной. Кроме того, некоторые образовательные учреждения с недостаточной загрузкой объединяются для более эффективного расходования бюджетных средств. Что же касается медицинских заведений, то основной упор как на федеральном, так и на местном уровне делается на шаговую доступность широкого спектра услуг. Отсюда — рост числа стоматологических кабинетов, детских оздоровительных центров, частных клиник широкого профиля, характерный как для центра Рязани, так и для периферийных районов. Застройщик, отдавая первый или цокольный этаж здания под такие объекты, сразу получает конкурентное преимущество в борьбе за клиента.
Песоченский бум
— Если говорить о периферийных, спальных районах Рязани, то какие части города, на ваш взгляд, испытывают наибольшие проблемы с обеспеченностью инфраструктурой?
— У каждого микрорайона есть свои особенности и болевые точки, но я хотел бы выделить имеющий достойные перспективы микрорайон Семчино, в котором до сих пор не построен тоннельный канализационный коллектор. Решение этого вопроса упирается в многомиллионное финансирование. Но это не значит, что в домах, которые строятся за перинатальным центром, будут какие-либо трудности с канализованием. Причин для беспокойства нет! Убежден, что вопрос строительства нового коллектора нам удастся решить в ближайшие годы.
Локальные проблемы с коммуникациями есть в каждом микрорайоне, но во многом благодаря усилиям девелоперов при комплексной застройке объемом не менее 30 тысяч квадратных метров жилья стоимость инженерной инфраструктуры входит в цену «квадрата», не снижая его доступности. Такая стратегия успешно претворяется в жизнь, к примеру, в 7-м микрорайоне Песочни, где застройщики создают инфраструктуру и одновременно реконструируют улицы Песоченскую и Шереметьевскую. Вопрос прокладки сетей за счет застройщиков был удачно решен в Семчино и 5-м микрорайоне Песочни.
— А кто и в каких объемах будет возводить, выражаясь советской терминологией, объекты соцкультбыта в новых микрорайонах?
— В уже упомянутом 7-м микрорайоне Песочни строительство ведется в рамках утвержденного в 2010 году проекта планировки территории. Согласно этому документу здесь благодаря усилиям строительных компаний появятся два детских сада, школа, торгово-развлекательный центр, поликлиника и другие социальные объекты. Рядом с этим микрорайоном вскоре начнется строительство военного госпиталя. В 5-м микрорайоне уже построен один детский сад на 250 мест, запланированы школа и поликлиника.
— А где еще в Рязани, кроме динамично развивающейся Песочни, предполагается столь же комплексная застройка?
— В 9-м и 10-м микрорайонах Канищево, также большой потенциал имеют земли между Недостоево и Семчино. На границе Рязанского и Рыбновского районов планируется масштабная застройка на участке общей площадью около 20 гектаров. Соответствующий проект планировки территории уже разрабатывается. Новый квартал площадью около 100 тысяч кв. м вместе с двумя детскими садами и школой появится за Ледовым дворцом. В Песочне предстоит застроить 8-й и 9-й микрорайоны. Крупные объемы застройки позволяют девелоперам возводить социальные объекты за счет собственных средств. Думаю, что в ближайшее время продолжится комплексная застройка Кального, где на первой линии по-прежнему находится немало ветхих домов.
— В какой мере на востребованность жилья в определенном микрорайоне влияют общий экологический фон и автомобильные пробки?
— Из общения с застройщиками я делаю вывод, что затрудненная заторами транспортная доступность влияет на темпы продаж, хотя многие покупатели жилья во что бы то ни стало стремятся сохранить верность родному району.
Мнение
Александр Горюнова, коммерческий директор Центрального агентства недвижимости:
— На наш взгляд, активнее всего в Рязани развиваются Центр, Песочня, Горроща, а в последнее время — Канищево и Московский район. Здесь высокая обеспеченность школами, детскими садами, торговыми центрами, причем инфраструктура постоянно улучшается.
Один из существенных недостатков центральных районов Рязани — отсутствие благоустроенных дворовых территорий и скверов. В ближайшем будущем приоритетом градостроительного развития Рязани должно стать создание современных микрорайонов с продуманной квартальной застройкой. Примеров такого системного подхода в городе пока немного, но они есть, например, жилые комплексы «Борисоглебский» и «Братиславский».
При покупке жилья в том или ином микрорайоне города потребитель ставит во главу угла стоимость объекта, транспортную доступность, сформированную социально-бытовую инфраструктуру. По удобству транспортного сообщения, наряду с Центром, можно выделить Песочню и Горрощу. Экологическая ситуация пока не является основным критерием при выборе недвижимости.
Если же потребитель стремится к жизни на территории с выигрышной экологией, то, как правило, он отдает предпочтение ближайшему пригороду. Это либо дома для круглогодичного проживания в загородных поселках, либо апартаменты и квартиры в курортной и лесной зоне. В качестве примера можно рассматривать комплекс в Солотче «Мещера».
Виктор Оводков, генеральный директор группы компаний «Стройпромсервис»:
— Говорить об исключительной привлекательности и явном преимуществе того или иного микрорайона Рязани было бы со стороны застройщика не совсем корректно и объективно. Понятно, что по оснащенности объектами социально-бытовой инфраструктуры большинству периферийных районов сложно конкурировать с Малым и Большим центрами Рязани.
С другой стороны, в исторической части города при обилии социальных и досуговых объектов различного назначения ощущается определенный дефицит магазинов шаговой доступности, оставляет желать лучшего экология, постоянно возникают пробки.
Активно застраивая отдаленные микрорайоны, формируя новые городские кварталы, рязанские девелоперы создают возможности для появления объектов соцкультбыта шаговой доступности, например, частных медицинских кабинетов и клиник, небольших магазинов площадью от 50 до 150 кв. м, детских развивающих центров. Многие из них располагаются на первых этажах возводимых зданий.
Что же касается влияния экологической ситуации на востребованность жилья в различных микрорайонах Рязани, то в данном случае предпочтительной выглядит покупка недвижимости в пригороде с благоприятной розой ветров, высокой транспортной доступностью и живописным ландшафтом.
Для ценителей городского комфорта и экологического уюта оптимальным выбором могут стать домовладения в коттеджном поселке «Новый посад» и квартиры в жилом комплексе «Окские просторы».
Впечатляющие амбиции
Еще в конце апреля этого года, выступая с отчетом перед депутатами гордумы, глава администрации Рязани Виталий Артемов обозначил несколько приоритетов по улучшению социально-бытовой и экологической инфраструктуры областного центра.
Среди них:
— разработка проекта центрального парка «Рюминская роща»;
— строительство 7 многофункциональных спортивных площадок;
— создание парков на ул. Советской Армии и Тимакова;
— расширение ул. Спортивной, ремонт ул. Колхозной и строительство участка дороги, соединяющей ее с улицей Новой.
— реализация проекта физкультурно-оздоровительного комплекса в Московском районе.
Воплощение в жизнь запланированных на 2014 год мероприятий по реконструкции и созданию новых детских садов, на взгляд мэра, позволит полностью ликвидировать очередь в дошкольные учреждения для детишек 3-7 лет. А с 2015 года можно будет приступить к увеличению количества ясельных групп.
Денис Абраков