Семью в рязанском посёлке Искра убили за полчаса
— И следователи, и криминалисты с экспертами работали по этому преступлению фактически круглосуточно, — отмечает руководитель отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Рязанской области Андрей Карнов. — Следственной группе удалось изъять с места убийства следы преступления, по которым позже эксперты идентифицировали одного из обвиняемых в убийстве.
За выручкой к матери-одиночке
В ночь на 9 декабря два старых приятеля-наркомана — 32-летний Пичугин и 29-летний Пахомов (фамилии изменены) никак не могли найти денег для покупки очередной дозы. В заначке у одного из них был «чек» на пару уколов, но друзья-то привыкли думать о своем недалеком будущем, поэтому рыскали по поселку и просили у знакомых сельчан в долг пару тысяч. Бесполезно, никто из потенциальных кредиторов, зная просителей, не решался им помочь.
«Не дают так, возьмем сами», — решили, наверное, в этот момент искровские наркоманы и отправились в гости к 35-летней Надежде Кичатовой. Раньше они у нее никогда не были, но так как поселок маленький, регулярно пересекались. Знали преступники, что недавно Надежда развелась и делила с мужем имущество, знали, что живет женщина одна в двухкомнатной квартире с дочерьми — 12-летней Ольгой и полуторагодовалой Соней, поэтому вряд ли кто-то сможет дать им достойный отпор. Наверняка знали отморозки и то, что у Надежды могла быть с собой крупная сумма денег. Во-первых, бывший муж помогал, а во-вторых, все продавцы свинокомплекса, где и работала женщина, не сдают перед выходными в бухгалтерию вырученные деньги, а забирают к себе домой. Вот за ними-то подельники и пришли.
— По версии следствия Пичугин под мнимым предлогом проник в квартиру и стал требовать у женщины деньги, — рассказывает следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Рязанской области Александр Страмцов. — Надежда пыталась выставить его за дверь, в результате произошла ссора. Пичугин ударил ее кулаком по лицу, и в этот момент, услышав шум в комнате, в квартиру зашел Пахомов и закрыл за собой дверь...
Отморозки разрешили женщине умыться, смыть с лица кровь, а после этого отвели на кухню, где Пичугин тут же схватил нож и начал угрожать: мол, зарежу, если не отдашь деньги. При этом он прямо указывал на выручку из свинокомплекса.
Тройное убийство за тридцать минут
Что происходило дальше, нужно представить. Глубокая ночь. На кухне — женщина и два исколотых наркомана, у одного из них в руках нож. В соседней комнате спят две дочери. Рядом нет никого, кто бы смог помочь… В какой-то момент Надежда встала и вышла из кухни. Пичугин за ней. Доли секунды — вскрик! — женщина, вся в крови, упала на пол и захрипела.
Пичугин убил женщину на глазах у 12-летней дочери, которая проснулась от шума и попыталась заступиться за маму. Она бесстрашно бросилась на убийцу, но озверевший наркоман наотмашь ударил ребенка по лицу. Девочка отлетела к стене и закрылась руками, но это ее не спасло от ударов ножом. Все произошло очень быстро. Подельник Пахомов только смотрел, но ничего не сделал для того, чтобы остановить своего приятеля.
Когда заплакала маленькая Соня, решилась и ее участь. Испугавшись, что от детского плача проснутся соседи, Пичугин хладнокровно убил и младенца. После этого вымыл нож, руки, забрал из дамской сумочки всю выручку — около ста тысяч рублей. Только после этого отморозки ушли, не забыв защелкнуть за собой дверь. На все убийцам понадобилось полчаса — с 2:00 до 2:30 часов.
По следу окровавленной ладони
Покинув квартиру, наркоманы спустились в подвал одного из домов, раздербанили остававшуюся у них заначку и укололись. Передохнув и расслабившись после тяжелой «работы», подельники разошлись по домам, спрятав перед этим деньги у теплотрассы. Встретились друзья только на следующий день. Они закупили наркотики, а остальные деньги потратили на шмотки, сауну и проституток.
Обнаружили Надежду и детей днем 9 декабря. Бабушка стала переживать: дочь должна была выйти на работу, а младшую внучку отправить к ней. Но Надежда на работу не вышла и на звонки не отвечала. Заволновались учителя: Ольга не пришла в школу на занятия. Позвонили бывшему мужу. Собрались родственники и вскрыли дверь…
— Вся квартира была в крови, — вспоминает руководитель отдела криминалистики СУ СК России по Рязанской области Виталий Бочкарев. — Мы нашли множество следов преступления. Следователи, криминалисты, как и эксперты, перешли на круглосуточный режим работы, проверяя все возможные версии произошедшего. Как следственным путем, так и оперативным на причастность к преступлению проверили в итоге больше ста человек.
С места преступления следователи-криминалисты изъяли след окровавленной ладони, но на тот момент невозможно было разобрать: пригоден рисунок папиллярных узоров для идентификации или нет. Поэтому брали его на поиск в крови примеси пото-жирового вещества убийцы. Понятно, что это кровь потерпевших, но вещества преступников вполне могли там оказаться. И когда предоставили все это на экспертизу генетикам, они усмотрели в этом отпечатке рисунок, который оказался пригоден для идентификации. Этот отпечаток ладони внес весомый вклад в копилку уже имевшихся доказательств.
Признание «на всякий случай»
Следователи отрабатывали с десяток версий. Под одну из них попал брат погибшей женщины. Мужчина был пьющий. Когда стали допрашивать его собутыльников, те рассказали, что он однажды обронил странную фразу: мол, все — нет у меня больше Надьки… И сказал он это якобы именно тогда, когда тела погибших еще никто не обнаружил. То есть, никто о преступлении еще и знать не мог. Кроме убийц…
Нашли мужчину, провели очную ставку с его собутыльниками. Свидетели уверенно все подтверждали, засомневался и брат: говорил он такое, или нет. Может и говорил, но не помнит ничего, пьяный был. В итоге задержали его по подозрению в убийстве. А утром, уже трезвого, проспавшегося, снова привезли на допрос. Не успев войти в кабинет к следователю, мужчина заявил: «Я буду явку с повинной писать, дайте бумагу».
— Стал рассказывать, как убивал. Но ничего схожего с той картиной, которую мы обнаружили на месте преступления, в его показаниях не было, — продолжает Виталий Анатольевич. — Спрашиваем: зачем врешь? А он отвечает: мол, вы же неспроста меня подозреваете, поэтому если я признаюсь во всем, то мне это зачтется. Правда, я ничего не помню, но на всякий случай признаюсь… Мы побеседовали с ним, спросили, кто еще мог быть вхож в семью, кто мог знать, что у Надежды бывают такие деньги. Он стал перечислять, в том числе назвал и имена нынешних двоих обвиняемых. Мы тут же дали поручение оперативкам, чтобы кроме тех, кого они уже проверяют, взяли еще и этих товарищей.
Предотвратить мог, но не захотел
Ни один из следователей, либо оперативников, которые работали с Пичугиным и Пахомовым, не видели в их глазах какого-то чувства раскаяния, переживания. Как сказал следователь Александр Страмцов, только Пахомов в какой-то момент, во время дачи показаний, назвал погибшую старшую дочь Надежды ласкательно — «Олечка»… Но в то же время, больше волновался за свою дальнейшую судьбу. О том, что он мог, в принципе, предотвратить убийства, но не сделал для этого ровным счетом ничего — Пахомов не сожалел.
— Мы ему задавали вопрос: могли ли вы предотвратить преступление? — вспоминает следователь. — А он: «Мог, но я думал, что…» — то есть, делал все, чтобы остаться в стороне. Мол, убивал не я, а почему не предотвратил — не знаю.
Сейчас обвиняемые находятся в СИЗО и ждут, когда решится их судьба. Возможно, к концу года все материалы по этому жестокому преступлению уйдут в суд.
— Всего по уголовному делу на этапе раскрытия преступления работало десять следователей и следователей-криминалистов регионального следственного управления, — рассказывает руководитель отдела «важняков» Андрей Карнов. — Председателем Следственного комитета России с учетом важности и сложности дела в помощь были направлены два следователя-криминалиста Главного управления криминалистики СК России. В круглосуточном режиме работали эксперты Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, которые и дали первое решающее экспертное заключение по делу. Все руководство следственного управления СК России по Рязанской области и УМВД России по Рязанской области, весь личный состав уголовного розыска рязанского УМВД и экспертов ЭКЦ под руководством Андрея Фомина и Дмитрия Егорова занимались только этим преступлением. В результате мы имеем фактически уникальный случай, когда благодаря слаженности всех подразделений, резонансное преступление, совершенное в условиях неочевидности, раскрыто в течение пяти суток. Собраны достаточные доказательства для предъявления задержанным обвинения и заключения их под стражу.
В тему
В 2005 году Пичугин встречался в поселке Искра с одной девушкой. Ее мама была против этого романа и запрещала молодым быть вместе. Тогда мужчина решил выяснить с упрямой «тещей» отношения. Он пришел к ней ночью домой, накануне украв ключи, и стал предъявлять претензии. Завязалась ссора. Пичугин сначала ударил женщину по голове молотком, а потом взял нож и зарезал. При этом присутствовал и его друг Пахомов, но он, правда, в комнату не заходил, и только через открытую дверь видел, что там происходило. Тогда, к сожалению, не удалось доказать причастность Пичугина к преступлению, поэтому отморозку все сошло с рук. Но сейчас расследование по тому делу возобновлено, допрошены все свидетели, появились детали, которые напрямую указывают на него. Поэтому отвечать придется по полной, возможно — пожизненно.
Александр Ефанов