Рязанские производители не понимают логики иноземных торговых сетей
В теории густо, на практике пусто
Областной центр — это половина жителей всего региона, а значит львиная доля огромного пирога под названием «торговля продуктами питания». Времена, когда на столе были лишь картошка да капуста со своего огорода, прошли. Обороты магазинов, торгующих едой, в последние 15 лет постоянно росли и остановились не так давно, и только потому, что самих магазинов стало слишком много. Для потребителя это хорошо — конкуренция ведет и к сдерживанию цен, и к росту качества обслуживания. А для производителей? В теории и для них это благо — стало больше потенциальных точек сбыта, а значит, к покупателю наши родные пекарни и молзаводы все ближе. На практике оказалось наоборот: потоки покупателей у небольших магазинов гипермаркеты увели, а местных товаропроизводителей к своим полкам не допускают. Вернее — допускают, но на таких условиях, потянуть которые могут лишь единицы.
«Секретные» бонусы
Гипермаркеты стали появляться в Рязани семь лет назад. Все они иногородние, а часть еще и иностранные — учредители большинства далеко за границей. Принцип работы иноземных сетей нашим производителям до сих пор не понятен. По логике, развиваться должны все вместе: гипермаркету нужен большой ассортимент (благо площади на то и рассчитаны), а производителю точка сбыта. Оказалось, что вся «любовь» осталась где-то по пути — за то, чтобы «войти» в крупный торговый центр, заплатить нужно столько, что торговать с этих полок становится не просто невыгодно — невозможно.
Пример такого «невписавшегося» предприятия — Новомичуринский хлебозавод. Пробиться в гипермаркеты Рязани завод пытался несколько лет подряд — толку ноль.
— Войти туда нереально, иначе придется работать в убыток. Мало того что требуют минимальную наценку — продавать придется почти по себестоимости — так еще обязывают выплачивать постоянные бонусы, несопоставимые с нашими доходами, — говорит заместитель генерального директора ОАО «Новомичуринский хлебозавод» Виталий Калинин.
Что это за бонусы? Первое, что приходит в голову любому русскому человеку, — взятка. Оказалось, нет. Так называемые премии официально указаны в договоре, подписав который, поставщик «попадает в кабалу». Ознакомившись с этим чудо-документом, диву даешься, за что гипермаркет получает деньги с рязанских производителей. Например, в договоре гипермаркета «Глобус» значится премия за ассортимент. Но ведь торгуя согласованным списком продуктов, сеть и так привлекает покупателей — идя в магазин, те знают, что здесь-то точно купят любимую сметану. Ан нет, за такую стабильность на прилавках надо еще и с поставщика той же сметаны денежку взять.
Или премия за своевременную оплату товара. К примеру, мясокомбинат поставил на прилавки «Глобуса» колбасу, гипермаркет с поставщиком рассчитался по накладной. Вроде бы все? Нет — потом мясокомбинат выплачивает премию гипермаркету за то, что тот вовремя с ним рассчитался... Чичиков отдыхает.
Или премия в 10% от всей выручки с проданного за год товара. То есть даже не от себестоимости и не от отпускной цены, а именно от выручки — сначала гипермаркет зарабатывает на том, что делает свою наценку, а потом еще требует с производителя долю от своей же выручки. Доставка, кстати, идет за счет производителя, равно как и списание непроданных продуктов. И кто же такое сдюжит? Некоторые умудряются, но это, видимо, самые крепкие рязанские производители, а таких у нас немного — большинство реально выживают.
Местные помогут
Новомичуринский хлебозавод, кстати, в одну из пришлых торговых сетей все же попал. Только на каких условиях? К примеру, сушки, производимые заводом, стоят «на входе» в эти магазины 12 рублей, а на прилавках лежат по 27 рублей. Кому идет разница? Торговой сети. На вопрос «зачем работать при такой низкой рентабельности?» Виталий Васильевич отвечает, что «для сохранения объемов производства», а зарабатывать удается только в своих точках.
А как же Рязань? Здесь у местных производителей дорога открыта только в местные же сети. Тут уже нет премий непонятно за что. Главное — качество товара и желание производителя работать.
— Мы сами заинтересованы в расширении ассортимента, — говорит генеральный директор ГК «Барс» Александр Лемдянов. — Например, покупатели просят бездрожжевой хлеб. Мы договорились с третьим хлебозаводом — скоро будет такой хлеб. Нам же это выгодно.
А почему невыгодно иностранным сетям? Как минимум, потому, что им нужно продвигать продукцию стран-основательниц этих самых торговых сетей. А дальше и думать страшно.
Тем временем
21 июля Федеральная антимонопольная служба России назначила штрафы ООО «АШАН» — 62 млн. рублей. Торговая сеть нарушила закон о торговле: создала неравные условия для разных поставщиков молочной продукции — цены на одни и те же услуги для разных поставщиков АШАНа были разными, то есть сеть продвигала одни торговые марки, и ухудшала условия работы для других.
Екатерина Смбатян