Археологи оспаривают год основания современной Рязани
Кто носил крестик с резьбой?
Сезон 2014 года принес несколько интересных археологических находок, хотя по сравнению с предыдущими годами общее количество поднимаемого материала заметно уменьшилось. Объяснить это довольно просто: в западной части раскопа экспедиция вышла на материковую породу, т. е. подошла к той самой исторической черте, когда люди впервые поселились на территории слияния рек Трубеж и Лыбедь.
— Из находок этого года можно выделить шиферное пряслице со знаками — на предмете четко читается крест в круге, а также другие символы, — рассказывает Владимир Завьялов. — Найден кожаный кошелек двенадцатого века. Еще одна интересная находка относится к шестнадцатому веку — ее мы обнаружили в осыпях прошлых лет. Это деревянный нательный крест с тонкой двусторонней резьбой. Такая вещь, конечно, не могла принадлежать простолюдину, но кто именно носил уникальный крестик, боюсь, мы никогда не узнаем.
Однако наиболее ценными, конечно, являются не единичные находки, а общие сведения о древнем городе — чем жил, как выглядел Переяславль-Рязанский. Результаты прежних полевых сезонов легли в основу научных трудов, а главное, составили замечательную экспозицию в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Именно основываясь на данных, полученных экспедицией, новгородский археолог-реставратор Виктор Попов с максимальной точностью восстановил фрагмент древней Рязани. Бревенчатая мостовая, забор, жилой дом, еще один — уже на основе исторической реконструкции Виктора Александровича был сделан деревянный макет, который сегодня наглядно демонстрирует посетителям музея, в каких условиях жили наши далекие предки.
Место для раскопа выбирали не случайно. Грунт здесь насыщен влагой, которая способствует консервации и предотвращению разложения органики — в таких условиях до наших дней неплохо сохранились венцы деревянных построек, настилы мостовых, заборы. Коллекции собранных деревянных изделий могут позавидовать многие древнерусские города.
Археологические прения
— Владимир Игоревич, ранее вы упомянули, что люди пришли в эти места в первой половине двенадцатого века, в то время как официальной датой основания Переяславля-Рязанского (современная Рязань) считается 1095 год, — интересуемся мы у специалиста.
— Не думаю, что время заселения данной территории — конец одиннадцатого столетия, — делится своим мнением Владимир Игоревич. — Я считаю, что основание нынешней Рязани относится к середине двенадцатого столетия, когда в княжестве появляются другие оборонительные крепости — Пронск и Ростиславль.
Однако Василий Судаков не разделяет мнения коллеги.
— Во второй половине восьмидесятых годов мы вели раскопки в районе оборонительного вала Рязанского кремля и наткнулись на кладбище, датированное самым началом двенадцатого столетия, — сообщает он. — Если немного поразмыслить, то можно прийти к выводу, что основание Рязани действительно относится к 1095 году.
Василий Васильевич уже не одно десятилетие занимается изучением древней Рязани, и именно здесь, на раскопе, я впервые услышал от него еще одно интересное мнение. Дело в том, что предыдущие археологические исследования нашего города—— в его древнейшей части на территории кремля — не выявили следов массовых пожарищ в первой половине тринадцатого века. А ведь именно зимой 1237 года на Рязанскую землю ступили полчища хана Батыя.
— Это мое предположение косвенно подтверждают и многочисленные находки прошлого года. В количестве поднимаемых предметов (а середину того самого тринадцатого столетия археологи прошли в прошлом году) не наблюдается какого-то оскудения. Город продолжал жить активной жизнью, а на примере той же Старой Рязани мы знаем, что полное уничтожение не проходит для города бесследно... В этом вопросе наши позиции с Владимиром Игоревичем также расходятся, — улыбается археолог.
Василий Васильевич Судаков сравнивает археологию со старой книгой, в которой некоторые страницы со временем обветшали — стерлись былые письма, и теперь, чтобы прочесть написанное много столетий назад, приходится буква за буквой собирать слова, предложения, абзацы.
Евгений Баранцев