Рязанские исследователи начали подъём по леднику Норденшельда
— Мы находимся на леднике Норденшельда, и можно сказать, что пока все идёт по плану, — сообщил он. — После однодневного пребывания в Осло и знакомства с культурными достопримечательностями столицы Норвегии, посвящённых полярным исследованиям, мы перебрались в Лонгйир. Это нынешняя столица Шпицбергена. Полтора дня провели в подготовке. Не все было гладко. Часть снаряжения, которое должны были привезти присоединившиеся участники экспедиции, не прилетела. Мы в некотором напряжении провели почти целые сутки, но затем скандинавские авиалинии наконец доставили вечером, перед самым нашим отправлением на ледник, закупленные нами ещё в Рязани продукты.
Малахов отметил, что сам перелёт от Осло до Шпицберген был не совсем обычен.
— Мы летели над Тромсё. Я понаблюдал сверху с самолета этот современный, очень хорошо обустроенный норвежский посёлок. Это место, откуда начинались экспедиции российской группы исследования Дуги меридиана Свальбард в 1898-1902 годах. Отсюда уходили все суда на север. Здесь была расположена база для заправки углем кораблей, которые доставляли исследователей на Шпицберген. Такую же параллель можно было проследить и в Лонгйире, где работал участник русской экспедиции, астроном Александр Васильев, брал тут координаты, и даже где-то на побережье бухты около посёлка, теперь под плотным слоем угля, расположен его бывший пункт для наблюдений. Можно найти его или нет сегодня, понять невозможно, поскольку на данный момент здесь находится частное предприятие, — поведал путешественник.
Полтора дня подготовительных работ в Лонгйире, по словам руководителя экспедиции, были достаточно напряженными. 23 июля, как и предполагалось, участники похода с помощью компании «Шпицберген трэвл» отправились в бухту, где начинается ледник Норденшельда. Именно с этого ледника в 1899 году стартовало путешествие команды Александра Васильева, которая посетила различные районы Шпицбергена для проведения геодезических исследований и установки сигналов на самых важных горах.
— Первоначально нас планировали высадить на северной оконечности бухты — оттуда мы планировали подняться на ледник, который издалека казался довольно пологим. Но когда мы прибыли на место, то увидели, что ледник усеян огромными трещинами и в самом начале довольно крутой, так что до того места, по которому можно волочить наши сани с грузом, надо минимум два с половиной или три километра идти в очень трудной обстановке. Этот вариант оказался неприемлемым, и мы решили вернуться на маршрут, который более ста лет назад использовал астроном Васильев для движения вверх по леднику. Там высадка оказалась более удачной, нам удалось выбраться на берег и мы начали движение. Через несколько километров стало видно, что здесь действительно более удобный путь, — сообщил Малахов. — Тем не менее первые километры оказались для нас драматичными. Пересекая первый ручей, который был на поверхности ледника, один из наших участников упал в трещину и при этом попал в ледяной поток. Нам удалось его вытащить наверх, но в этот момент пришла вторая беда: стоя внизу с Дмитрием Уткиным, я услышал крик «Сани!», оглянулся и увидел, что на нас катятся чьи-то отцепившиеся от рюкзака санки. Катились они на огромной скорости туда, где был пятнадцатиметровый уступ, заканчивавшийся бурной рекой, стекающей с этого ледника. Спасла мгновенная реакция Дмитрия, мастера спорта по гребле. Как футбольный вратарь, он бросился на пролетавшие мимо сани и буквально своим телом остановил их... Мы все перевели дух, поскольку экспедиция могла закончиться, фактически не начавшись.
С осторожностью мы продолжили подъем по леднику, который был покрыт не снегом, а острыми ледяными осколками. В свое время Александр Васильев, астроном российско-шведской экспедиции, тоже описывал очень неприятный лёд, который повреждал лапы собакам его экспедиции. Нас это не так сильно напрягало, но если участники нашей экспедиции падали, то они также могли себе поранить пальцы рук.
В первые часы мы продвинулись около четырех километров, и к вечеру, когда туман начал рассеиваться, открылся вид на расположенные вокруг горы. Все это конечно, красиво, но очень непросто.Завтра, 25 июля, мы продолжим наше движение вверх по леднику.