В Рязани прошёл мастер-класс для домохозяек по приготовлению борща
Пока работники ресторана выставляли на подиум необходимые продукты, Сергей рассказывал о том, что ждёт гостей мероприятия:
— Мастер-класс, который сегодня проводится, — исключительно для домохозяек, никакого отношения к профессиональной деятельности в ресторане он не имеет. Цель его — привить понимание того, что на кухне можно не уставать, и готовка может быть в радость. Сегодня будет приготовлено три блюда — суп, модный вок и десерт. Надеюсь, всё будет вкусно, и, если помощники будут активны, я даже руками двигать не буду, только дирижировать. В предыдущие три часа я уже сделал заготовки, получилось весьма неплохо.
— Почему были выбраны именно эти три блюда?
— Первое — борщ, пожалуй, самый любимый у русского населения. Чтобы его приготовить, хозяйке приходится тратить три часа — это портит настроение, потому что в среду сделан маникюр, надо надеть перчатки, а она их забыла купить, а их испачкает свекла, а муж без борща точно уйдет к соседке... Я хочу показать, как сделать так, чтобы и маникюр был цел, и муж сыт, и готовка приносила радость. К своему стыду скажу, что борщ меня научил готовить француз...
Второе блюдо — вок, который заполонил сейчас все города. Япония в больших городах уже давно отошла на второй план, а вот количество лапшичных растёт день ото дня, и все их готовят очень просто: морковь, лук, лапша и креветка. А это плохо. Я покажу, как приготовить дунганский соус — мегаароматная вещь, которая взорвёт всем голову. Дунганы — это эдакие китайские узбеки. Хозяюшки поймут как приблизиться к кулинарному искусству без стараний.
Третье блюдо — «Наполеон». Его я выбрал, потому что в ресторанах он у меня проходит вёдрами. Я хочу показать, как сделать заварной крем, слоёное тесто я купил в магазине, так что торт будет готов спустя 15 минут. У него будет ещё и кислый слой — в детстве мне так готовила мама, раньше я его старался убрать, а теперь вырос и иначе есть «Наполеон» не могу.
— В Рязани вы уже не в первый раз...
— Да, Таня Карнова привозит меня, как зебру, и мотает по городу, как в клетке: «Сергей, кремль не подсвечен, его не видно, здесь не то, туда не стоит...». Вчера приехали в «Иван Васильевич» без двадцати двенадцать, на двери написано — работает до часа. Там на входе тело курит и не пускает — это же пипец! У меня борьба за каждого гостя идёт в Санкт-Петербурге. Вот, собственно, что я увидел в Рязани... В прошлый свой приезд был в каком-то культовом месте — красиво нереально, а вот горячую еду подают на холодной тарелке — это неправильно.
— Как сразу понять, что ресторан плох?
— Я делаю это так — даю простое задание официанту — подсушить чёрный хлеб в духовке. В плохом ресторане слово «духовка» работника просто выводит из себя, потому что он считает, что самый умный, ибо 80% официантов греют хлеб в микроволновке, а такой хлеб через некоторое время становится твёрдым и сухим. Возвращаю такой хлеб и прошу разогреть именно там, где я просил. Его греют совсем немного, минуту, и мне опять не нравится — я толстый, я люблю сухой хлеб, чтобы он у меня набухал в брюхе... Вот так и проверяется ресторан. Почти все официанты считают себя умнее тебя, и только малая их доля понимает, что просьба человека — это важно. Эта история с хлебом тянется уже лет десять. В Рязани пока что нормального хлеба сразу мне не подали.
— Говорят, что вся вкусная еда вредна, а всё что полезно — невкусно. Вы согласны?
— Есть такое, потому что холестерин — основной носитель вкуса на Земле, и то, что он тащит к нам в рот, — вкусно. Сливочные масла, яйца, жиры — отучиться от этого, если мы рождены папой и мамой салоедами и мясоедами, сложно. Всё самое вкусное — вредно. Всё веганство и сыроедение проводит к тому, что мозг испытывает дистрофию. Есть 16 аминокислот, из которых девять наш организм синтезировать не умеет. Девять содержится в мясе, восемь в рыбе и моллюсках, семь в бобах, фасоли и сое. Если двух мы не добираем — пазл не складывается, кровь и голова чистая, и он близок либо к тому, чтобы стать Эйнштейном, либо совершить суицид. Лучше, всё в меру.
— Придерживаетесь ли вы сами каких-либо правил питания?
— Мне стукнуло сорок, и теперь я считаю, что мне не нужен глютен в крови. Людям с охотничьей кровью он необходим на протяжении всей жизни, но это не для меня — я избавился в своём рационе от ржи, овса, пшеницы и свинины — теперь чувствую себя великолепно. Когда-то я смеялся над людьми, которые заказывают в ресторанах минеральную воду. Всё приходит с годами, и если в сорок лет не превратить еду в лекарство, придётся лекарства есть, как еду. Китайцы говорят: «Две лучше, чем четыре, на одной лучше, чем на двух, без ног вообще хорошо». Расшифрую — в момент становления организма самая лучшая еда — свинина, баранина и говядина, после самое полезное питание — дичь – все, что ходит на двух ногах, после 35 лет — коренья, овощи и грибы. На закате жизни самое полезное — рыба и морепродукты. В старости наши кости ослабевают и для поддержания баланса в организме мы должны есть фосфор, кальций. Также я воздерживаюсь от кофе — пью только чай, сок, воду и водку.
***
Когда все гости в зале собрались, Сергей Малаховский начал своё волшебство. Первым из блюд вышел вок с ароматным восточным соусом, в который вошли все специи, которые знакомы хозяйкам — корица, гвоздика, лавровый лист, перец душистый и ещё, и ещё. Запах, наполнивший зал, заставил многих волноваться о том, что блюдо, которое готовится перед ними, кому-нибудь может и не достаться. Когда официанты начали разносить блюда, аудитория благодарно замолчала, а Малаховский довольно взирал со сцены.
Следующим подошёл борщ с вишнями, которые добавили супу необычную кислинку. За невероятно короткое время на столах появились чашки с красным варевом. Некоторые, пожалуй, впервые попробовали суп, в котором вкус всех составных элементов отчётливо чувствовался: гармонично сочетаясь, каждый продукт подчеркивал другой, удивляя даже гурманов. Пока гости уплетали, Сергей делился тонкостями приготовления, отвечал на вопросы, рассказывал истории из жизни и кулинарии. Благо кухонный гуру понимал, что ведёт лекцию не для своих коллег, и информацию давал простую, понятную и важную — как раз для тех, кто не уверен когда правильно солить картошку при жарке — в конце или в начале.
На десерт был десерт. «Наполеон» подали весьма в непривычной сервировке — в бокалах, которые чаще наполняются виски с колой, а не тортами. Зеленоватый заварной крем действительно чуть кислил, клубника и эстрагон дополняли картину нежного вкуса.
***
Довольные гости после легкоусвояемой пищи и информации завалили Малаховского вопросами, на которые он, как и в прошлый раз, радостно и исчерпывающе ответил.
Фото Александра Королёва