Рязанская изобретательская мысль направилась в нужное русло
— Василий, чем вызвано решение о создании Рязанского инновационного клуба?
— Сейчас Россия переживает такой период социально-экономического развития, когда все понимают, что очередной виток индустриализации где-то рядом, он необходим и неизбежен. Но все опять же понимают, что современная индустриализация значительно отличается от той, что была в нашей стране в начале 30-х годов прошлого столетия. Сейчас идёт упор на инновационное производство и только за этим будущее. В инновационном развитии регионов принимают участие разные силы и средства, начиная от изобретателей — генераторов идей, заканчивая промышленностью и потребителем. Во всех регионах сейчас работают министерства промышленности и инноваций, на плечи которых ложится координация действий, которые позволяли бы доводить новые технологии до уровня внедрения. В Рязанской области разработана концепция инновационного развития. Мне довелось принять участие в её разработке. Анализируя наш регион, мы явно увидели одну проблему. Производственники зачастую не обладают тем кадровым потенциалом конструкторов, которые могли бы придумать инновацию. В то же время у нас много изобретателей, которые свято верят в свою идею, считают её самой лучшей, но когда доходит дело до экспертизы и мы проводим анализ экономической эффективности и рынка сбыта, зачастую выясняется, что эти идеи не востребованы, патенты только ради патентов. Необходим механизм, который позволит и идею изобретателей внедрить, и изначально направить их потенциал в нужное русло.
— Об этой проблеме сейчас много говорят, но надо признать довольно низкую активность самих руководителей предприятий...
— У руководителей предприятий не всегда есть время заниматься поиском инноваций, а держать инновационный отдел иногда очень накладно. Это содержит в себе много рисков. Сразу не поймёшь, будет работать разработка или нет. У нас в регионе функцию покрытия рисков на себя сейчас берёт министерство промышленности, инновационных и информационных технологий. В стадии апробации и развития проектов оно организует субсидирование, избавляя предприятия от затрат, которые могут и не оправдать себя в будущем.
Другая сторона медали — изобретатели не имеют возможности контактировать с руководителями предприятий, а иногда и не хотят этого, зацикливаясь вокруг своей идеи. Главная наша задача — организовать взаимодействие между вузами, молодыми учёными, индивидуальными изобретателями, промышленностью, рынком. Возможности органов власти, которые нацелены на инновационное развитие региона, не безграничны. Поэтому у нас возникла идея создания некоммерческого общества, которое могло бы объединить всех участников процесса.
— Каким это объединение видите вы?
— Был период, когда наука у нас была ради науки. Отголоском этого является, например, то, что при выборе тем магистерских, кандидатских и докторских диссертаций во многих вузах не рассматривается вопрос внедрения. Но ситуация меняется. Сейчас вузовской науке разрешили заниматься коммерциализацией. Кроме того, предприятия всё же заинтересованы в получении кадров, которые в перспективе будут приносить им более высокий доход, нежели стандартная схема. Поэтому возникает необходимость взаимосвязи теории и практики. Однако процесс должен быть самоорганизуемым, навязать какие-либо схемы или идеи здесь нельзя. Можно проанализировать потребности экономики, определить изобретателей, которые могут выстраивать свою интеллектуальную деятельность именно в этом направлении, и заинтересовать их проблемой, которую они могут решить. Нужно понимать, что изобретатель и коммерсант — это совершенно разные по складу ума люди. С нашей точки зрения, необходимы команды, состоящие из изобретателей, экономистов, юристов, на начальном этапе поддерживающиеся органами власти. Только такая схема позволит добиться того, что инновационное производство в масштабе региона будет развиваться.
— По большому счёту, вы говорите об инжиниринге. Надо признать, что на нашей рязанской современной почве внедрить этот механизм крайне непросто. У вас есть теория. Можно перейти к практике. С чего вы намерены начать, как выстраивать работу инновационного клуба?
— Инновационным менеджментом в чистом виде никто не планирует заниматься. У нас возникла идея формирования объединения, которое, создавая базу инновационных проектов и существующих проблем, сопоставляя их, проводя внутреннюю экспертизу, может выдавать некие рекомендации о перспективе внедрения той или иной разработки. Очень важно при этом не обидеть изобретателей, потому что для многих их идея — смысл жизни. В инновационной сфере наша команда с 2008 года. Мы принимали участие во многих выставках, конкурсах инновационных проектов. Уже сформировалась начальная база данных, которая позволяет проанализировать потребности экономики, возможности научных школ и определить круг лиц, которые могли бы заниматься разработками в конкретных направлениях. В состав клуба уже вошли представители рязанских вузов, в том числе училища ВДВ, медицинского, радиотехнического и агротехнологического университетов. Вошли и представители промышленных предприятий. Кроме того, мы намерены проанализировать производственные площади, которые могли бы быть задействованы для реализации инновационных проектов. Это позволит и поднять рейтинг предприятий, и загрузить их дополнительным производством. Но задача должна решаться в комплексе. Важно не только произвести, но и понять, насколько эта продукция будет востребованной и конкурентоспособной на рынке. Для подобных оценок мы намерены привлекать независимых экспертов.
— Оставим координаты для тех, кто уже сейчас решит к вам присоединиться?
— Сейчас наше объединение регистрируется как юридическое лицо. Наш адрес электронной почты: ryazan-innov-club@yandex.ru
— Ваш клуб сформировался на инновационной молодёжной выставке. Почему именно там?
— Мы просто окончательно решили сформировать клуб, когда посмотрели результаты творчества молодёжи, которые были представлены в Москве на ВДНХ. Та разношёрстность инновационных проектов стала последней каплей в принятии решения. Хотя идея объединения существовала уже давно.
— На этой выставке был представлен ваш межвузовский проект. Что он из себя представляет? Насколько он практичен и жизнеспособен?
— В его реализации участвовали как представители вузов, так и конкретного производства. В частности, немаловажную роль сыграл региональный представитель «М2М-телематика», в том числе взявший на себя первоначальные финансовые риски. Суть проекта. При современном уровне автомобилизации у нас, помимо задач повышения пропускной способности автомобильных дорог, существует проблема безопасности организации перевозок. Мы объединили идеи, которые связаны с контролем технического состояния транспортных средств, обобщением информации в режиме «чёрных ящиков», контролем состояния водителя и режима труда. Подобные системы, но разрозненные, по отдельным направлениям уже существуют. Если их объединять в единый комплекс, то это будет очень дорого стоить. Наша задача — на одной платформе создать систему, которая в зависимости от потребности могла бы наращиваться модулями.
— Физически это что?
— Это электронные блоки и компьютерная программа. При этом система может решать различные задачи. Она применима и для скорой помощи, и для МЧС, сельского хозяйства, военных. Система универсальна и позволяет обеспечить стыкуемость различных блоков на одной платформе. Сейчас, если взять тахограф у одной фирмы, а ГЛОНАСС-трекер у другой, то они зачастую не работают вместе. В совокупности стоимость всех этих приборов настолько велика, что промышленники и автоперевозчики несут серьёзные убытки, хотя в некоторых случаях эти системы обязательны для использования, при перевозке опасных грузов, например. Наша единая система, выполненная на российской элементной базе, на порядок ниже по стоимости.
— Это пока только проект?
— Мы вышли на стадию опытных промышленных образцов. Пока они выпущены штучно. Сейчас идёт их апробация.
— Долгое время в России существовала проблема возрождения научных школ. В Рязанской области, в том числе и усилиями регионального минпрома по субсидированию новых разработок наука постепенно восстанавливается, в неё приходит молодёжь. Но каждая научная школа варится в собственном соку. Особого взаимодействия нет. Насколько важна эта межвузовская деятельность и насколько остро эта задача будет стоять перед Рязанским инновационным клубом?
— Это крайне важно и нужно. Серьёзные инновационные проекты требуют привлечения разных специалистов: программистов, технологов, специалистов тех сфер, ради которых этот проект и создаётся. Допустим, сейчас Рязанский агротехнологический университет разрабатывает региональную систему мониторинга техники агропромышленного комплекса. То есть технологии точного земледелия, которые широко используются за рубежом, входят и в наш обиход. Но стоимость комплектов этих приборов соизмерима со стоимостью трактора. Как я уже сказал, аналогичные комплекты на нашей элементной базе значительно снижают финансовую нагрузку на предприятия. Но если в разработке этого проекта использовать только знания программистов, которые не знают собственно задач, которые должен решать этот комплекс, то эффекта не будет. Поэтому на него привлекаются специалисты разных вузов и сельскохозяйственных предприятий. Как раз в этой сфере роль общественной организации очень велика. Подобной структуре решить вопросы взаимодействия гораздо проще, нежели вузы будут договариваться между собой.
— Сейчас в Рязанской области конкурсы на финансовую поддержку инновационных проектов проводятся довольно часто. Мы уже привыкли к научной активности наших ведущих вузов. В последнее время всё чаще на эту площадку выходит и училище ВДВ. С чем, с вашей точки зрения, это связано?
— После объединения, которое произошло в 2009 году, десантное училище поглотило в себе все научные школы, существовавшие в военном автомобильном училище и училище связи. Но это поглощение дало этим школам второе дыхание. В последние годы перед объединением военная вузовская наука приходила в упадок. Объединение дало возможность выжить. Улучшилось финансирование. Хотя в условиях естественного отбора это позволило выжить только наиболее перспективным направлениям. На этой волне инновационная активность несколько возросла. При этом активизировались не только ранее существовавшие направления, то есть автомобильная и связистская тематики. Это дало толчок решению тех проблем, которые существовали в самом десантном училище. Научные коллективы получили конкретную задачу, которую начали с успехом решать. Сейчас уже некоторые инновационные проекты училища ВДВ дошли до уровня внедрения и принимаются Гособоронзаказом для производства.