Рязанские путешественники ищут на Шпицбергене российский триколор
Руководитель экспедиции Михаил Малахов передает по спутниковому телефону:
«На пятый день пути наша экспедиция наконец вышла к горе Чернышева. Эта гора обладает какой-то мистикой. Высота в верхней точке более 1300 метров. Оказалось, её можно было увидеть с ледника высотой 1000 метров ещё издалека. Мы видели всё вокруг, за исключением столь нам нужной горы. Только подойдя на расстояние примерно пяти километров, мы увидели, как из тумана стали вырисовываться громады этой действительно величественной горы. Больше всего нас порадовал маленький треугольничек на самом верхнем её краю. Это и есть наша искомая цель — сигнал, который был установлен 26 июля 1900 года российско-шведской экспедицией, а конкретно — астрономом Александром Васильевым. Увидев этот знак, мы сразу же воспряли духом.
Сразу скажу: это была очень трудная дорога к подножию горы Чернышева. Казалось, что выйдя на плато Ломоносова, мы сможем легко пройти по вершинам, но все оказалось совсем не так. Погода меняется за день не менее 15-20 раз: то дождь, то снег, то туман, то проясняется буквально на несколько минут. И так пять дней подряд. Снег от этого становится влажным и очень тяжёлым. Иногда мы выходим на ледяные участки, а иногда увязаем в снегу, поэтому тащить сани становится очень тяжело. Совершенно новое препятствие — это ледяные реки. Если трещины мы ожидали увидеть, то ледяные реки — это что-то новое. Приходится через них перебираться как через торосы и трещины на льдах Северного ледовитого океана. Вчера Алексей Малахов навёл мост из своих саней, и все участники по ним перебрались на другой берег ледяной реки. Очень хорошо освоил технику преодоления небольших речушек Николай Кадырков. Он взлетает над ними, как ястреб, отталкиваясь двумя палками — потрясающая картина. Очень хорошо зарекомендовал себя как разведчик переходов Дмитрий Уткин. Приходится нам попотеть.
То , что мы увидели сегодня, — сигнал Васильева на горе Чернышева — это достойная награда за те трудности, которые нам пришлось преодолеть. Мы решили растянуть удовольствие ещё на одни сутки и встали лагерем у подножия горы. Прямо над нами — сигнал, который зовёт нас к себе. Сигнал тоже полон загадок. Это не просто четырёхметровая каменная пирамида, сложенная из глыб гранита, вырубленных участниками отряда Александра Васильева. В нижней части этой пирамиды, в южном направлении, как раз в направлении на Россию, в 1901 году Александр Васильев вмонтировал 24-килограммовый российский флаг, сделанный из металла и окрашенный в российский триколор. А рядом, в двух метрах, он положил металлический тубус, внутри которого было два термометра — максимальный и минимальный. В своей книге Васильев обращается к тем, кто когда-то найдёт эти термометры, говоря о том, что это будут счастливцы, которые смогут зафиксировать через многие и многие годы максимальную и минимальную температуры на одной из самых гор во внутреннем районе Шпицбергена. А ещё рядом, где-то в восьми метрах, матрос Груздев, постоянный спутник астронома Васильева в его путешествиях по Шпицбергену, выбил на камне небольшую табличку «Русское градусное измерение. 1900 год». Вот эти предметы стоит нам найти на горе. Сохранились ли они? По нашим сведениям, в этом районе работала экспедиция Оксфордского университета. Давно это было, в начале XX столетия. Сведений о том, что кто-то видел российский флаг, видел и читал показания минимального и максимального термометров или нашел выбитую на камне табличку с названием «Русское градусное измерение», у нас нет. Может быть, мы будем первыми «счастливцами», которые увидят эти вещи, являющиеся настоящей историей, историей российского научного подвига. Надеюсь, нам повезёт. Сейчас готовимся к восхождению на эту вершину. Михаил Малахов младший готовит большой сюрприз — беспилотник, которым планируем заснять, опять же, если повезёт в смысле погоды, исторические кадры: российский флаг, который больше ста лет гордо развевается над внутренними районами Шпицбергена».