Рязанцы на автомобилях предпочитают животных
Престиж и безопасность
Желание выделиться движет водителями, решившими украсить свою машину рисунком, полагает рязанский аэрографист Алексей Ступчик. Сделать свой автомобиль не похожим на большинство остальных, заметным среди общей массы и тем самым отличаться от других — в общем-то, такое стремление вполне понятно: каждому хочется владеть эксклюзивной вещью. Впрочем, есть и ещё одна причина. Владельцы дорогих машин страхуют их таким образом от угона.
— Любой угонщик несколько раз подумает, прежде чем браться за разрисованный автомобиль, — говорит Алексей Ступчик. — Во-первых, это неминуемые траты: украденную машину придётся перекрасить. Во-вторых, даже сам процесс угона становится очень заметен: яркий автомобиль привлекает внимание, а это повышает вероятность того, что найдутся свидетели. Что-то необычное всегда цепляет глаз — это естественно, и, проходя мимо машины с рисунком, человек непременно обратит на неё внимание.
В качестве примера подобной эстетической противоугонной меры мой собеседник приводит случай, произошедший несколько лет назад в Петербурге, когда у олимпийской чемпионки Светланы Журовой угнали подаренный президентом «лексус». Автомобиль конькобежке вернули, и во избежание повторения таких случаев она сделала на нём аэрографию в виде олимпийских колец.
Распространено мнение, что ещё одно применение аэрографии — маскировка царапин, вмятин, ржавчины. Однако оно ошибочно, заверяет Алексей.
— Многие хотят таким образом сэкономить, но рисовать на испорченной детали нельзя, — говорит он. — Это будет и недолговечно, и попросту некачественно. Аэрографию наносят только на идеальную поверхность. А после царапины требуется сначала провести ряд подготовительных работ и в отдельных случаях — вплоть до замены детали. Так что сначала — к жестянщику, а потом — к художнику!
Не машинами едиными
Чтобы заниматься аэрографией, в первую очередь надо уметь рисовать. Бумага и карандаш для Алексея — неотъемлемые атрибуты его жизни с самых ранних лет, сколько он себя помнит. Ступчик — самоучка, но с детства стремился к совершенствованию своих способностей. Мой собеседник скромно замечает, что не считает себя большим художником и сейчас продолжает учиться... Но, судя по всему, вполне успешно!
Обычно, говоря об аэрографии, имеют в виду рисунки на машинах. Но на самом деле применение этой техники гораздо шире. Наносить изображения и надписи на автомобили (изначально — на гоночные) стали в 40-х годах прошлого века, тогда как первый аэрограф был изобретён в конце XIX столетия.
— Аэрографией называется всё, что нарисовано с помощью этого прибора, — поясняет мой собеседник. — Она может использоваться где угодно: на листах бумаги, на футболках, на стенах... Сегодня, пожалуй, наиболее перспективное и востребованное её применение — даже не разрисовывание автомобилей, а оформление интерьера. Например, можно стену стильно расписать, хоть в жилом помещении, хоть в кафе.
Соответствующий опыт у Алексея есть. Как и более оригинальный: по просьбе знакомого он написал портрет Есенина на... газовом водонагревателе.
Недовольных среди заказчиков Алексея Ступчика не было. Впрочем, одно из преимуществ аэрографии состоит в том, что до покрытия лаком предварительный рисунок довольно легко стереть и перерисовать. Правда, пока Алексею делать этого не приходилось.
Сапожник без сапог
Обычно нанести аэрографию на машину хотят молодые люди — чаще парни, но иногда и девушки. А вот представители старшего поколения к услугам Алексея не прибегали.
— Наверное, люди постарше серьёзнее относятся к деньгам и предпочитают тратить их на более насущные нужды, — рассуждает мастер. — Всё-таки аэрография — недешёвое удовольствие, и человек не раз подумает, что лучше: покрыть один бок машины рисунком или же съездить в отпуск.
Кстати, о рисунках. Фантазия автовладельцев ничем не ограничена, украсить автомобиль можно чем угодно, ведь техник, стилей, тем — множество. И при таком разнообразии, сетует Алексей, воображение водителей часто ограничивается анималистической тематикой.
— Животные — это бич, — улыбается он. — Люди упорно хотят видеть на своих авто львов и волков, собачек и кошек... Но ведь есть ещё столько интересного! Мне очень нравится работать в реалистическом направлении. Это портреты, например.
Но желание заказчика — закон. Так что в портфолио мастера есть и воющие на луну волки в горах, и львёнок из диснеевского мультфильма. Сколько времени занимает работа, зависит от сложности рисунка. Незатейливый орнамент на небольшом участке машины будет готов за день. Если же речь идёт практически о картине, может потребоваться и неделя.
Вот уже несколько лет Алексей Ступчик занимается аэрографией. Учиться этой технике он начал в том числе и по личным соображениям: мечтал разрисовать свою машину. Но пока что, несмотря на уже немалый опыт, так этого и не сделал. «Сапожник без сапог!» — разводит руками Алексей.
Очень мало заказчиков приходит к художнику с конкретной картинкой и словами: «Хочу вот так». Как правило, люди очень примерно представляют, какое именно изображение желали бы видеть на машине, и долго перебирают варианты вместе с Алексеем. Но вот сам Ступчик давно определился.
— Если наконец соберусь делать аэрографию на своей машине, разрисую её целиком под крокодиловую кожу. У меня внедорожник — тёмно-зелёный, страшненький такой, — говорит мой собеседник с улыбкой. — И без того чем-то на крокодила похож. Хочу, чтобы сходство было полным.
Юлия Верёвкина