Рязанская улица могла бы носить имя бывшего лидера французской компартии
Только факты
Из информации, собранной краеведами, точно установлено, что в отроческом возрасте будущий поэт проезжал через Рязань, когда направлялся на учёбу в Москву. Этот факт со временем оброс множеством небылиц. Приходилось даже слышать и про то, что некоторое время Михаил Лермонтов в Рязани жил и трудился секретарём в одном из учреждений. Причём с описанием таких подробных историй, которые и тогдашним современникам поэта были неизвестны. Оставляю эти краеведческие фантасмагории на совести их авторов.
На мой взгляд, лучше обратиться к исторической действительности относительно улицы, которая носит имя этого великого поэта. Про неё в одной из статей я следующее прочитал: «Место на карте нашего города — от улицы Гражданской и параллельно улице Новой (с другой стороны радиозавода). Появилась во время расширения городских границ в связи с присоединением к городу села Кальное в 1950-е годы».
Всё это действительно так и есть. Но в 50-е годы в Рязани улица Лермонтова располагалась совсем в другом месте — проходила параллельно валу Рязанского кремля (согласно Постановлению президиума Рязанского горсовета от 8.08.1928 г., имя поэта стала носить улица Нижне-Ильинская). А та магистраль, которая «возникла в ходе расширения городских границ в связи с присоединением к городу села Кальное в 1950-е годы», называлась тогда 2-м Совхозным проездом (весьма любопытно, что 1-й Совхозный проезд существует и поныне, пролегая параллельно современным улицам Лермонтова и Новой)
В честь генерала
В январе 1966 года на имя председателя Рязанского горисполкома Надежды Николаевны Чумаковой поступило обращение, подписанное жильцами домов по 2-му проезду улицы Совхозной: «Мы часто не получаем письма или получаем на имя жильцов, которые здесь не проживают. 2-й Совхозный проезд часто путают с другими проездами, путают с самой улицей Совхозной. Люди, которые приезжают к нам из других городов, часто вместо 2-го проезда попадают на Совхозную улицу или на Первый Совхозный проезд, порой тратят много времени на поиск нашего проезда».
Далее в письме говорилось, что район расположения 2-го Совхозного проезда — вновь застроенный, с современными домами с удобствами. «Но вот название улиц, — сетовали граждане, — здесь сохранены все старые». Жители, которые проживали по 2-му Совхозному проезду, просили переименовать его в улицу имени Михаила Скобелева. «Он — прославленный русский генерал, уроженец села Заборово (село Спасское) Ново-Деревенского района нашей области, — писали рязанцы. — Все жильцы надеются на положительный ответ».
Но не суждено было сбыться этому пожеланию граждан. Посоветовавшись, партийные бонзы Рязани решили, что давать улице имя царского генерала не стоит.
В память о лидере коммунистов
Когда началось обсуждение по вопросу присвоения одной из улиц Рязани имени Скобелева, Чумакова припомнила, что в горисполком двумя годами раньше тоже поступало письмо от жильцов домов по 2-му Совхозному проезду. И тогда они тоже просили переименовать их проезд.
Я обнаружил это письмо в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО). Вот его текст: «Мы, жильцы домов № 10 и № 12 по улице 2-й Совхозный проезд, глубоко скорбим по поводу смерти Мориса Тореза, председателя коммунистической партии Франции. Мы проживаем в новых пятиэтажках. Просим переименовать улицу, назвав её улицей Мориса Тореза». Так бы и стала нынешняя улица Лермонтова носить имя бывшего лидера компартии, но на решения горисполкома повлияли ещё два письма: от краеведа Сергея Шульгина и подполковника в отставке Геннадия Вытчикова.
Голос общественности
Сергей Павлович Шульгин для начала написал письмо в областную газету «Приокская правда». В этом послании указывалось, что «улица Лермонтова находится на задворках города, она грязна и крайне неприглядна, поэтому стыдно даже говорить гостям города о том, что она носит имя Лермонтова». Шульгину в ответе на его обращение сообщили, что район улицы будет облагорожен через 10-15 лет, по поводу чего Сергей Павлович высказался следующим образом: «Граждане судят об уважении к знаменитым предкам по настоящим фактам, а не по тому, как память о предках будет отмечена через 10-15 лет! Объяснение не удовлетворяет не только пожилых рязанцев, но даже и молодых. А тем более экскурсантов из других городов и иностранцев (а ведь в Рязани бывают болгары, чехословаки и др.). И количество экскурсантов будет увеличиваться!»
А проживавший в то время в Рязани Геннадий Петрович Вытчиков прямо назвал тогдашнее положение улицы Михаила Лермонтова просто кощунственным. Говорил, что в городе нет улицы более неблагоустроенной. «Прошу вас, пройдите сами по ул. Лермонтове, — писал он, — и вы убедитесь в этом факте. Девяносто пять процентов рязанцев не имеют понятия, где располагается улица Лермонтова, и не проходили по ней. Всего с одним рядом домов она смотрит на кремлёвский вал. На насыпь, сделанную рязанцами во время татарского нашествия. Эту несправедливость надо исправить».
Тогдашние власти, взвесив все «за» и «против», под влиянием общественного мнения в августе 1966 года всё-таки приняли решение: «В связи с просьбами трудящихся о присвоении существующей мало благоустроенной улице Лермонтова иного названия включить её в часть улицы Кремлёвский Вал». А 2-й Совхозный проезд в силу ещё одного решения стал носить с того времени имя поэта.
Евгений Данилин