Рязанские путешественники отправились на север Шпицбергена
— Экспедиция «Полярная дуга. Шпицберген — 2014» продолжает свою работу. После успешного и очень продуктивного обследования горы Чернышева, которое мы провели за десять дней, добравшись туда пешком, мы пересели сейчас на яхту и отправились в путь морем.
К тем пяти участникам экспедиции, которые работали на первом этапе — тем Малаховым, Николаю Кадыркову и Дмитрию Уткину — добавились ещё восемь человек. Это Максим Трубников, молодой но опытный путешественник, это Дмитрий Коробов из Москвы, это опытнейший путешественник и успешный предприниматель Ярославля Эмин Добарджич, это геодезист Виталий Ширинский из Рязани. А также это полярники Своны из Калифорнии, оператор Александр Бреев и рязанский художник Максимилиан Пресняков. С нами и сотрудник центра «Полюс» Виктор Шляхин. В общем, достаточно полный экипаж.
3 августа мы оказались на борту яхты «Пролифик» и были поражены удачному сочетанию парусного оснащения и современных технологий. Эта 20-метровая яхта снабжена несколькими парусами и в то же время современным оборудованием, в том числе универсальными средствами навигации — здесь есть всё, что нужно для длительного плавания. В первый день пути мы провели пристрелки. В течение августа ледовая обстановка ожидается благоприятная, наше путешествие вокруг острова Западный Шпицберген проходит нормально. По дороге мы видели старые советские угольные шахты Грумант и Баренцбург. Эти места также посещали советские полярные экспедиции, в том числе организованная «Комсомольской правдой».
Наш путь пролегал через бухту Бельсунн или Клокбэй, где французское судно «Решерш» зимовало в 1838 году во время своего плавания по северным морям. С этой бухтой связано ещёё одно событие из истории российских полярных исследований. В 1764-1766 годах здесь две зимовки провели участники первой российской экспедиции на Северный полюс, которая была организована по инициативе нашего знаменитого учёного Михаила Ломоносова. Миссия тогда не удалась, экспедиции не удалось пробиться через арктические льды и достигнуть полюса, а из 14 участников зимовки семь человек погибло.
Во время российско-шведской экспедиции в конце XIX и начале XX века суда заходили сюда неоднократно, чтобы переждать ненастье и провести ремонтные работы. Здесь располагалась и первая российская арктическая база на Шпицбергене в XIX веке. Российские и шведские исследователи провели здесь зиму 1899-1900 годов, выполнили большой объём работ, географических и метеорологических. И сейчас там можно найти остатки зданий, кирпичи, части оборудования.
Посещение северной части Шпицбергена будет завершающей частью нашей экспедиции, а пока мы продолжаем движение вдоль побережья. Удалось посетить гору Кейльхау, названную в честь норвежского исследователя, посетившего те места в первой половине XIX века. Гора, может быть, не самая большая на Шпицбергене, но важна тем, что здесь российско-шведской экспедицией был поставлен самый южный сигнал Дуги меридиана Свальбард. Он сохранился не так хорошо, как сигнал на горе Чернышева. Его высота полтора метра, верхняя часть его была нарушена. Ветер и туман встретили нас, когда мы достигли вершины горы. Но мы всё-таки можем утверждать, что это остатки того сигнала, который оставили участники экспедиции 1898-1902 годов.
Мы продолжаем движение вперёд, к новым вершинам, которые продолжают хранить тайны, оставленные русскими полярными исследователями. Надеемся, что несмотря на суровую погоду и частые туманы, дальнейшая наша работа будет такой же успешной.