Девятнадцать начинающих археологов поцеловали лопату на Старой Рязани
Задача археологических раскопов — отнюдь не поиск золотых и серебряных кладов, хотя их наличие приветствуется. Государство, финансируя работу историков, ставит задачу восстановить страницы утраченной истории. Как жили, во что одевались, с кем торговали и какое место занимали жители древней Рязани на экономической и политической карте государства. Для реконструкции каждый артефакт имеет первостепенное значение. В последние годы работа экспедиции Старая Рязань приоткрыла неизвестную страницу истории. Выяснилось, что Рязань домонгольских времён была мощным межрегиональным центром ювелирного производства.
Пример археологической реконструкции был подслушан в долгой беседе с археологами. События конца 1237 года в глазах некоторых рязанцев выглядели как-то так. Декабрь. Вокруг осаждённой Рязани по ночам полыхают костры туменов Батыя, приводя население в ужас. Вот девушка, она бежит по улице, спотыкается и разбивает новенький стеклянный браслет. Такие осколки ежегодно находят десятками. А у северных валов жил старый ювелир, а может и не старый, но опытный. Жил явно неплохо: имел усадьбу и большой список заказов. Предчувствуя беду, ювелир сложил в туесок все свои драгоценности: и личные, и те, что не успел продать, и те, что принесли ему на почистку или в ремонт, и погрузил всё это в землю, едва присыпав. Выкопать их он уже не успеет. Этот туесок был обнаружен в 2013 году и принадлежал именно ювелиру, на что указывают несомненные улики в груде украшений — матрицы. Тот, кто работал в литейном цеху, хорошо знает, что матрица — это формочка для отливки изделия. Изготовив матрицу, ювелир мог массово отливать детали своих украшений, поставив производство на поток. В роковой день 21 декабря 1237 года (или чуть ранее) старорязанский ювелир осознал, что туесок с драгметаллами — штука временная, хотя и дорогая. Но не менее важно сохранить и производственный фонды, отчего собрал в кучу матрицы и закопал их в другом месте — на кладбище. Народная мудрость — не хранить ценности в одном месте — получило археологическое подтверждение.
Может быть, эти матрицы были куплены в Москве или привезены из-за рубежа, как сегодня наши предприятия покупают там автомобили и станки, кормя баварцев? Ан нет, археологи, детально изучив находки, однозначно утверждают, что эти матрицы изготавливались здесь же, в Старой Рязани. В доказательство масса полуфабрикатов — матриц с заусенцами, неровностями, которые требуют шлифовки и обработки. Значит, Старая Рязань имела полный цикл ювелирного производства. И это лишь одна из сторон экономического могущества древней столицы Рязанского княжества. О других аспектах археологам ещё предстоит узнать, ведь на данный момент изучено не более 6% площади древнего города.
Этих результатов не удалось бы добиться, не будь у учёных верных помощников — студентов исторических отделений, а также простых добровольцев-раскопщиков. Тех из них, кто участвовал в раскопках впервые, в День археолога — 15 августа — обрекли на торжественную клятву. Президиум комиссии по посвящению возглавляли видные отечественные археологи — Игорь Стрикалов, Алексей Чернецов и Елена Буланкина. Своеобразие текущего момента было подкреплено обязательным целованием лопаты. Мероприятие венчало распитие чудесного старорязанского компота со свежими ананасами, рецепт которого знают только посвящённые. 19 новобранцев торжественно клялись работать так, чтобы лопата стала продолжением руки, а найдя в очередной раз клад, отдавать начальнику хотя бы ёмкость, в которой он находился и стараться даже во время обеда снимать пищу тонкими ровными слоями. В общем, работать от зари до зари и даже в сложных погодных условиях оставаться человеком.