Из Рязани увозят макароны и стройматериалы
Латвийский крестьянин потерпит
Разумеется, если кто-то специализировался на перевозках аутентичных «санкционных» продуктов, для него это, конечно, трагедия. Однако есть подозрение, что транспортная составляющая в сложном и изысканном механизме поставки таких товаров и сама по себе невелика, да и товар этот на прилавках лежит в таких количествах, что поневоле задумаешься: а не в чемоданах ли он приехал, да самим туристам не угодил. Ну, знаете, как бывает — купишь за границей сыр, а он с плесенью.
С другой стороны надежды на то, что война санкций продлится недолго, обретают под собой все более твердую почву. «Депутат Европейского парламента от Латвии Андрей Мамыкин написал письмо президенту Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу с просьбой аннулировать санкции против России», — пишет во вторник, 19 августа, издание евроинтеграционной направленности. И добавляет: «В комментарии латвийскому изданию Delfi.lv по поводу своего обращения депутат ЕП отметил, что в связи с санкциями латвийский порт Вентспилс теряет полмиллиона евро ежемесячно, а крестьяне якобы «вынуждены выливать молоко в канавы».
Но у нас свои крестьяне имеются. И если уж рассуждать именно о продовольствии, то даже при самых пессимистичных прогнозах перевозки не должны пострадать. Сами перевозчики стараются «не вешать носа», причем уже с мая. «При правильном взаимодействии российских поставщиков и производителей отечественных продуктов питания, а также логистических компаний, обеспечивающих грузоперевозку данных товаров, обязательно будет иметь место так называемый механизм «оздоровления» экономики РФ в данном сегменте рынка. Граждане нашей страны, в свою очередь, получат свежие и качественные продукты, которые, по отношению к импортным, будут лидировать по качеству и цене», — уверяет нас пресс-служба одной из московских транспортных компаний, причем сообщение датируется 14 мая этого года.
Замедление ускорения
В общем, пора оставить шапкозакидательство и посыпание оголившихся голов пеплом. О результатах продуктовых санкций сейчас говорить либо рано, либо уже поздно. Лучше изучим, как все происходило до мая. «По итогам января-мая 2014 года грузооборот автомобильного транспорта в России по сравнению с таким же периодом 2013 года увеличился на 0,2% — это означает, что рынок автомобильных грузоперевозок перестал расти, не достигнув докризисного уровня: в 2008 году объем автоперевозок составил 6,9 триллиона тонн грузов, в 2013 году — 5,6 триллиона тонн грузов», — такие цифры приводят аналитики в сфере логистики.
По мнению СМИ, которые, в свою очередь, ссылаются на участников рынка, слабые показатели автомобильных перевозок связаны с ухудшением политического климата, который влияет на экономику. «Замедлились темпы роста» промышленного производства в Китае и Европе (напомним, данные — к маю 2014-го), снизился спрос на российские энергоносители и сырье, в самой России растут тарифы на электроэнергию.
В результате эксперты отмечают, что все отрасли, с которыми связаны автоперевозки, переживают не лучшие времена. В частности, по итогам первых пять месяцев 2014 года индекс промышленного производства составил 1,7%, оборот розничной торговли увеличился на 3,1%, строительный рынок сократился на 3,9%. «Интересно, что рынку автомобильных перевозок так и не удалось вернуться на докризисный уровень. При этом не раз говорилось и о перемещении груза с железной дороги на автотранспорт, об активном расширении парка грузовых автомобилей», — мрачно уверяют аналитики.
А нам — всё равно!
Впрочем, еще недавно ситуация на рынке воспринималась его игроками несколько иначе. В ноябре 2013 года директор компании «АвтоФормат» Алексей Орехов в комментарии нашему изданию сообщил, что за последние пять лет рынок грузоперевозок в Рязани вырос чуть ли не на 200%. Впрочем, было бы не совсем корректно оценивать эту тенденцию только в наших географических рамках. Практически все региональные перевозчики работают и с другими субъектами Федерации. И вряд ли что-то настолько глобально «пошло не так». Просто в конкурентной среде никакая ниша не может пустовать подолгу. Тем более сам факт присутствия конкуренции на этом рынке бизнес признает.
— Насыщение рынка очень велико, — считает руководитель транспортной компании «Автогруз» Игорь Григорьев. — И конкуренция очень высока. Это связано, в основном, с появлением новых игроков. Некоторые поработают на кого-то, научатся, а потом открывают свое дело. Тех игроков, которые на рынке более пяти лет, просто так вытеснить уже нельзя, и новички действуют по-другому — например, демпингуют и используют недобросовестную рекламу.
— Конкуренция в сфере грузоперевозок Рязани сейчас высока, представлено множество крупнейших компаний, как местных, так и нерязанских, — согласен Александр Бурцев, директор ООО «Элиттранс». Но предлагает несколько другие причины: — Они пришли на рынок в связи с тем, что появилось очень много новых промышленных и торговых предприятий, которые нуждаются в услугах перевозчиков.
Укрупнение бизнеса, особенно торгового, как мы видим, по-разному воспринимается игроками рынка. Те, кто изначально ориентировался на мелких продавцов, чувствуют напряженность.
— Клиенты сейчас бьются за каждую копейку и готовы разорвать отношения с перевозчиком, с которым работали много лет, чтобы найти компанию, предлагающую более низкие цены. И эти тенденции проявляются, как правило, в сфере городских перевозок, — сетует Игорь Григорьев. — В Рязани не так много предприятий, которые работают с грузоперевозками. У многих есть свои машины. И из-за недостатка своих они нанимают наши. Есть клиенты, с которыми мы работаем уже десятки лет и стараемся удержать цены, насколько это возможно. А некоторые пользуются общими тревожными настроениями на рынке и хотят снижения цен до уровня, когда оказывать услугу нам становится невыгодно.
Эксперт не отмечает заметного влияния экономических санкций, как направленных против России, так и ответных. Единственное, что его беспокоит — влияние последних на клиентов, для которых определенные категории «запрещенных» товаров имели значение.
Для тех, же, кто развозит продукцию местной промышленности по стране, не все так однозначно.
— Из Рязани продукция по-прежнему транспортируется, — говорит Александр Бурцев. — Ощутимо уменьшение объема обратных грузов. Из районов, которые находятся вблизи от границы, портовых центров, уменьшилось количество отгрузок — процентов на 20-30 точно.
С точки зрения экспертов информационного портала грузоперевозчиков и коммерческого транспорта 8cargo.com, переориентация таких грузопотоков может занять не только большое количество времени, но и стать причиной немалых убытков среди фирм, которые занимаются доставкой различных товаров.
Последними не исключаются и возможные сложности на таможне с государствами, входящими в ЕС. Ситуацию с проблемами на границах подчеркнул и генеральный директор одного из крупнейших транспортных холдингов — ЗАО «Совтрансавто» — Владимир Тян. По его мнению, грузопоток, который и так деградирует в последние годы, начнет стремительно снижаться. Самый сильный ущерб произойдет из-за того, что принимаемые меры слишком радикальны. Проблемы моментально возникнут в следующих аспектах транспортировки товаров:
— претензионные страховые разбирательства потребуют много времени и денег;
— закрытие уже начатых таможенных процедур;
— переадресация или сдача грузов агентам;
— остановка работы грузовых автомобилей по причине задержания или возврата грузов;
— вынужденная пауза в доставках товаров из-за поиска новых поставщиков и прокладки логистами новых маршрутов.
Также серьезны аналитики 8cargo.com и в вопросах грузоперевозок через Украину: «Уже в начале 2014 года поток грузов из Украины в Россию сократился в несколько раз. Менеджеры-логисты начали приспосабливаться к новым условиям грузопотока. Если нет подъездных путей, отсутствуют паромные переправы, подорожало топливо, то профессионал еще как-то сможет работать в таких условиях, принося прибыль своему предприятию. Но когда речь идет об отсутствии клиентов, то тут, каким бы хорошим логист ни был, заработать невозможно. К сожалению, с этой проблемой почти ничего нельзя сделать, все что остается — это минимизировать финансовые потери и занять выжидательную позицию».
Звучит все это, конечно, впечатляюще, но по крайней мере региональным перевозчикам компенсационные механизмы видны так же отчетливо.
— Это обратные грузы с сельхозпродукцией из южных районов нашей страны, перевозка рыбной продукции с севера, — продолжает Александр Бурцев. — Ожидаем обязательного роста таких перевозок.
Впрочем, бытует мнение, что импорт сможет заменить тот же самый импорт. Многие мерчендайзеры уверены, что даже из иностранных производителей к полкам супермаркетов уже давно выстроились такие очереди, что найти среди них представителей «несанкционных стран» ничего не стоит. Им бы только до таможни добраться.
Ещё повезет!
В общем, что бы там ни возилось, всё это будет возиться. О том, что региональная экономика нуждается и будет нуждаться в перевозчиках, сами они знают точно.
— Рязань является большим источником грузов, транспортируем отсюда все — от макарон до стройматериалов, — отмечает Александр Бурцев. — Промышленность здесь развита на высоком уровне, и грузов из Рязани уходит много.
Главное — обратно не ходить порожняком.
Мнение
Игорь Григорьев, руководитель транспортной компании «Автогруз»:
— После кризиса, а затем и после того, как государство подняло налоги индивидуальным предпринимателям, они стали разоряться. Поэтому и упал рынок автомобильных грузоперевозок. А что касается международных санкций, то мы работаем в Рязани и по Российской Федерации. И привозят что-то из-за границы или нет — нам все равно.
Александр Бурцев, директор ООО «Элиттранс»:
— Рынок остался на уровне прошлого года и в будущем не должен уйти в минус. Если подъем промышленности произойдет, то возможно повышение объема грузоперевозок процентов на 10-20, но пока мы ждем нулевой динамики.
Алексей Еремкин