Рязанскому туризму не хватает инфраструктуры и кадров
Ну, с бюрократическим аппаратом Георгий Иванович явно погорячился. Не по зубам оказалась боевому генералу данная извечная российская проблема. После его ухода оказалось: штат чиновников различных рангов не только не уменьшился, но возрос чуть ли не в два раза. В общем-то, это было понятно изначально — законов Паркинсона пока еще никто не отменял. Особенно у нас в России. А вот с туризмом давайте попробуем разобраться. Первые шаги в этом направлении были вполне объяснимы — впервые в регионе была создана административная структура, которая занималась исключительно этой отраслью. На министерство туризма Рязанской области возлагались большие надежды. Тем более что к руководству этим подразделением привлекли настоящего профессионала, уже успевшего зарекомендовать себя вполне успешным руководителем одного из ведущих рязанских туристических агентств.
Ну, казалось бы, все лежит на поверхности. Древняя рязанская земля с ее богатейшей историей и неоспоримыми природными красотами — просто кладезь для туристической индустрии. Тут тебе и героическая борьба с Батыевым воинством, и былинные подвиги Евпатия Коловрата, и архитектурные памятники, величественные храмы и дворянские усадьбы, имена великих земляков, известные во всем мире, заповедные леса и уникальные народные промыслы. Да на такое изобилие достопримечательностей любознательные туристы со всего света как мухи на мед полетят, только волю дай! А там и денежка потечет в региональную казну нескончаемым потоком! Только успевай барыши подсчитывать.
Думаю, так или примерно так рассуждает власть, когда берется за очередной «подъем» туристической отрасли. И, в общем-то, эти рассуждения не лишены определенной логики. Только вот почему-то оказывается, что эта логика работает у нас каким-то странным образом. С этим с первых же шагов столкнулось новое министерство. То есть, необходимость развития отрасли вроде как понимают все. Однако считают, что сделать это можно как бы на пустом месте — без ощутимых финансовых и административных затрат.
Выводы профессора
— Есть такое понятие, как территориальный маркетинг, — объясняет специалист по развитию туристической индустрии, профессор международного Столыпинского центра Петр Каморный. — В свое время по приглашению Рязанского министерства по туризму мы занимались разработкой туристической концепции региона. Начнем с определения общих позиций. Продвижение имиджа места — важнейшая часть территориального маркетинга. Каждое место должно сочинить историю про себя и последовательно ее рассказывать. Но рассказывать умело. Молчать нельзя. Иначе место или территория, которая находится в сфере вашей ответственности, будет прозябать в безвестности. Потом начнет деградировать. Люди станут уезжать, бизнес разоряться — туристическое место станет захолустьем. Причина такого сценария всегда только в одном: в отсутствии среди местных элит воли к переменам и стратегии движения к будущему. Еще одна причина — путаница в сознании руководителей и их непоследовательность. Отсюда неумение грамотно выбрать приоритет. Например, регион позиционирует себя как туристический, и в то же время рекламирует себя как площадку для размещения производств — в результате нет ощутимого движения ни в ту, ни в другую сторону.
По словам профессора, к факторам, которые сдерживают развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области, можно отнести:
— малое количество гостиниц с современным уровнем комфорта;
— недостаток предприятий общественного питания, обслуживающих туристов;
— отсутствие транспорта туристского класса.
Еще один важнейший момент: отсутствие готовых инвестиционных площадок, невыгодные условий аренды земельных участков.
Сохраняющийся дефицит квалифицированных профессиональных кадров, особенно средне специального и средне профессионального уровня обучения, что определяет невысокое качество обслуживания. Ну и, естественно, финансовые проблемы... Мировая практика показывает, что деньги, вложенные в туристическую инфраструктуру, начинают давать отдачу через пять лет. Почему-то на региональном уровне такой срок считается непозволительной роскошью. Но ведь выстраивание стратегии развития отрасли требует времени. Нужна профессиональная программа действий не только для области, но и для каждого района. Нужен продуманный региональный туристический брэнд. Льготы для инвесторов. Приоритетный подходд в оформлении земельных участков. Да много чего нужно...
Одиночество Циолковского
Совсем недавно пришлось побывать на родине Эдуарда Циолковского — в селе Ижевское Спасского района. Ну и само собой зашел в музей основоположника мировой космонавтики. И в очередной раз удивлялся, какой прекрасный и уникальный культурный объект существует в Рязанском крае. С какой любовью и профессионализмом составлена экспозиция. Практически каждый экспонат можно рассматривать часами. Только вот желающих насладиться грамотно поданной историей космонавтики, несмотря на воскресный день, оказалось немного. Точнее, кроме меня ни одного человека.
— К сожалению, — горько улыбнулась на мое недоумение директор музея Нина Лисицына, — наша главная проблема — это туристическая инфраструктура. Вернее, ее практически полное отсутствие. Если раньше к нам приезжало до 14 тысяч туристов в год, то теперь только 8,5 тысяч. Мы разговаривали с представителями туристических агентств, и они сетуют: к ехать накладно и невыгодно, проще отвезти туристов в Константиново, чем добираться к вам, в Ижевское, где ни гостиницы, ни ресторана приличного нет.
Жаль, что из-за этих проблем люди не могут попасть в наши красивейшие места, во многом сформировавшие личность и мировоззрение будущего гения земли русской. А ведь еще совсем недавно — в 2007 году здесь, в Ижевском, с большой помпой отмечалась очередная круглая дата Эдуарда Циолковского. Гостей было много, и не только из Рязанской области, но практически со всей России. Хорошо и правильно говорили, особенно ученые-ракетостроители, о том, что необходимо здесь, на этой благословенной земле, создать центр по изучению наследия гения, где воспитывались бы будущие Циолковские и Уткины. Что Ижевское должно стать туристической Меккой, что для этого есть все основания. Основания-то, безусловно, существуют... Только вот оказывается, для того, чтобы привлечь туристов, они должны быть подкреплены административной волей и финансовыми вложениями.
Основная загвоздка
— Наша беда состоит в том, что очень часто мы совершаем не слишком обдуманные поступки, — считает Заслуженный работник культуры РФ, председатель президиума Совета Рязанского отделения ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), краевед Вера Чернышёва. — Ведь что получается? Как ездили туристы еще в Советское время на родину Сергея Есенина в Константиново, так и ездят. Ну, еще по соседству в Пощупово поклониться святым местам завернут. Даже полюбоваться на красоты Рязанского кремля их заманить проблематично. Что уж говорить о Скопине и Шацке, Кадоме и Александро-Невском.
Нет, правда, обидно... Великий Устюг смог привлечь на выдуманную родину Деда Мороза туристов со всего мира. А у нас на Рязанской земле десятки совершенно уникальных памятников культуры и о них знают единицы.
Взять хотя бы ту же усадьбу журналиста, книгоиздателя, балетомана, основателя сочинского дендрария Сергея Худякова. Прекрасное место. Настоящий музей живой природы. Еще до революции сюда со всей России съезжались посмотреть на рукотворное чудо. Здесь росли реликтовые ели, японская калина, вечнозеленая туя, пальмы, акация, кактусы и кипарисы, сибирские кедры и серебристые ели, многие сорта сирени и роз. Только деревьев хвойных пород насчитывалось 88 сортов, ивы 50 видов, 164 сорта яблонь и груш, 50 сортов смородины, 40 — крыжовника и малины, 75 — земляники. По аллеям парка гуляли Чехов, Куприн, Толстой... Казалось бы, вот вам прекрасный шанс создать востребованный туристический объект. Для этого все уже есть. Остается только создать соответствующую инфраструктуру. Но оказалось, что в этом-то и есть основная загвоздка.
Где пасутся гуси?
Недоумение Веры Ивановны вполне можно понять. Идея восстановления уникального рязанского парка-дендрария далеко не новая. Еще в середине семидесятых годов прошлого века силами нескольких энтузиастов в Ерлине велись работы по очистке старого пруда и прополке аллей. А уж в веке нынешнем было решено дело восстановления усадьбы Сергея Худякова поставить на широкую государственную ногу.
В 2007 году на эти цели выделили ни много ни мало 47 миллионов рублей из регионального бюджета. Предполагалось создать экологический парк-музей с гостиничным комплексом европейского уровня. Согласитесь, размах нешуточный! Тогдашнее областное начальство поставило задачу освоить данный бюджет чуть более чем за полгода. Как, наверное, вы уже поняли, на носу была очередная круглая дата — 170 лет со дня рождения Сергея Худякова. В общем, как это часто у нас бывает, хотели как лучше, а получилось, как всегда. Освоить успели только пять миллионов. Однако торжества состоялись. Учитывая сроки, кое-что сделать все же удалось. Пешеходные дорожки, мощенные тротуарной плиткой; аккуратные клумбы с цветами; отреставрированные, казавшиеся свежевыкрашенными фасады. Но стоило отойти чуть в сторону от центральной площади, примыкавшей к зданию музея, как начинались самые настоящие заросли из лопухов, крапивы, дикого кустарника. Однако начальство в сторону не отводили. И гостей не пускали. Все дружно открывали памятник Сергею Николаевичу Худякову и закладывали камень на месте будущего гостиничного комплекса.
На этом, в общем-то, все и закончилось. Работы по восстановлению парка как-то сами собой ограничились только покраской фасадов и частичной очисткой прудов. Гостиница должна была быть построена к 2010 году, но строительство до сих пор так и находится на первоначальном этапе. Камень, который с такой гордостью устанавливали на месте будущего трехзвездочного отеля, зарос крапивой и вокруг него пасутся деревенские гуси.
Не только Константиново
Вы, наверное, заметили, что все приведенные в статье примеры и комментарии относятся к прошедшему времени. И это неспроста. Дело в том, что в последние годы отношение к развитию туристической отрасли в Рязанском регионе значительно изменилось. Возможно, предлагаемые проекты и не отличаются генеральской широтой размаха, зато в них есть трезвая оценка возможностей и реалистическое понимание стратегии развития.
Совсем недавно в Рыбновском районе прошел очередной исторический фестиваль «Битва на Воже». Наша газета довольно подробно рассказывала об этом событии. Однако хочется взглянуть на этот факт с несколько другой стороны. За какие-то пять лет при активной поддержке областного правительства этот праздник превратился из «радости» регионального масштаба во всероссийский сбор знатоков и любителей русской истории. Сегодня фестиваль включают в свои маршрутные листы ведущие российские и зарубежные туристические агентства. И это далеко не единичный пример грамотной работы и современного подхода к созданию нового привлекательного туристического имиджа региона.
Да, проблем еще много... И проблемы, действительно, серьезные. Они накапливались десятилетиями, и решить их в одночасье при всем желании невозможно. Но тем не менее решать необходимо. И первые шаги на этом непростом пути уже делаются. Так что вполне возможно совсем скоро гостей нашей древней земли можно будет порадовать и удивить не только замечательным видом, открывающимся со знаменитого окского обрыва в Константиново, но и многими другими чудесами и красотами Рязанского края.
Михаил Колкер