За шесть лет над Рыбновским районом в авиакатастрофах погибли более 20 человек
— Самолет здесь не находили? — участливо поинтересовался дедуля.
Рабочие, восприняв его вопрос как издевательство, попросили не отвлекать их от профессиональных будней всякой ерундой и развернули «предсказателя» в обратную сторону.
Аномальная зона — зона падения
Вечером 25 августа корреспонденты «Комсомолки» прибыли на место. На замерших в разных углах карьера экскаваторах развевались российские триколоры. Было довольно ветрено и прохладно. Хорошо еще, что местный сторож предложил горячего чая.
— Есть тут один любитель, развесил по всем машинам флаги, говорит, так патриотичнее, — по-доброму усмехается выходке коллеги наш собеседник.
Ему еще в детстве рассказывал отец, что гдето в этих краях после войны столкнулись два военных самолета.
— По всей видимости, рабочие карьера наткнулись именно на эти позабытые фрагменты, — предположил сельчанин.
Сначала данная версия показалась нам наиболее правдоподобной. В декабре 1953 года в окрестностях бывшей деревни Козловка (ныне не существует — ред.) и села Высокое в небе на высоте около 400 метров столкнулись воздушные машины полковника Моспанова и капитана Шилова (погибли 22 члена экипажей). Казалось, разгадка очевидна, но… Первые сомнения появились у нас уже через полчаса.
— В свое время Василий Матвеевич Мелюшин рассказывал, что в феврале 1959 года севернее села упал самолет, — поделилась с нами главный библиотекарь Высоковской сельской библиотеки Валентина Молодцова. — Сначала воздушная машина начала терять высоту, а затем рухнула и развалилась на части. Очевидцы событий бросились на помощь, но летчика было уже не спасти… На месте падения нашли ракетницу, планшет, еще какието вещи, а затем прилетел вертолет, и военные поставили оцепление.
На следующий день наша теория о находке останков столкнувшихся Ту4 окончательно разбилась в пух и прах…
— Какой еще керосин? — удивляется штурман Дальней авиации Борис Погожев. — Если мы говорим о столкнувшихся самолетах типа «туполев», то никого керосина быть не может — старые «тушки» летали на бензине.
Значит, всетаки была вторая авиакатастрофа… Расследование зашло в тупик.
Ключ к разгадке — реактивный двигатель
— Судя по тем фрагментам, что мне удалось осмотреть — это небольшой реактивный истребитель послевоенного производства, — отмечает авиационный историк Виктор Пахомов. — Либо МиГ-15, либо МиГ-17. О том, что в карьере обнаружена машина времен Великой Отечественной войны, не может быть и речи. И фрагменты найденного оборудования, и маркировка снарядов (1950 год) указывают — авиакатастрофа произошла уже в мирное время. Да и запах керосина, о котором упоминалось выше, свидетельствует об использовании в качестве тягового агрегата реактивного двигателя.
— Василий Матвеевич рассказывал мне и о первой авиакатастрофе — столкновении самолетов, — продолжает вносить свою лепту в расследование этого дела библиотекарь Валентина Молодцова. — Но произошла она немного раньше, в начале пятидесятых (это подтверждают и другие источники).
Фрагменты найденной 25 августа боевой машины подняли с глубины 2,5-3 метра. Среди прочего обнаружили казенную часть ствола с затворной рамой и ствол авиапушки, часть фюзеляжа. Предположительно, в земле в настоящий момент остается еще две пушки и сотня (а может, и больше) снарядов. Именно поэтому правоохранительные органы и военные проявляют особую бдительность и осторожность при проведении поисковых работ.
Возможно, самолет принадлежал Луховицкому авиационному заводу, который до настоящего времени занимается конструированием самолетов типа МиГ. В районе танкового полигона села Дубровичи боевые машины этого предприятия проводили отстрел бортовых пушек. Но что могло привести самолет к крушению во время выполнения такой рутинной задачи — это еще предстоит выяснить…
В тему
На одном из обнаруженных 25 августа обломков четко читается военная маркировка «Н-37Д» — это электропривод одноименной авиапушки. Такие устанавливали на реактивные самолеты МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17. Калибр пушки — 37 мм, длина — 2455 мм, ширина — 227 мм, высота 354 мм. Масса — 103 кг. Темп стрельбы —не менее 400 выстрелов в минуту.
Евгений Баранцев