Старая Рязань исследована только на шесть процентов
Ее останки найдены на городище Старой Рязани возле современного Спасска в ходе раскопок известного историка и археолога В.П. Даркевича. Антрополог Г.В. Лебединская по методу М.М. Герасимова реконструировала ее облик.
Заведующая сектором изучения и музеефикации Старорязанского городища Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Елена Владимировна Буланкина ведет здесь научные изыскания около 40 лет и говорит, что работы тут еще непочатый край, поскольку исследовано только 6 процентов памятника. 6 процентов — это, казалось бы, ничтожно мало. Но достаточно, чтобы реально увидеть частицу прошлого. Два золотых и 15 серебряных кладов, найденных здесь, не только красноречиво говорят о трагической гибели их владельцев в 1237 году, но и рассказывают об их жизни, культуре, предпочтениях и умениях. Есть очень личные вещи, например, набор женских украшений. Найдены древние мастерские, инструменты, самые простые предметы быта. Некоторые находки эмоционально поражают не менее, чем золотой клад. К примеру, разбирая обломки глинобитной печи, археологи увидели ее «под»; на нем отпечаталась ладонь мастера, который заглаживал глину. Разве не удивительна эта рука, протянутая нам через века!
Когда впервые полчища Орды...
Для того чтобы глубоко ощутить эту нерасторжимую связь времен между живущими ныне и жившими тогда, надо непременно побывать на месте, где над Окой стоял величественный город площадью 77,6 гектара, с тремя каменными православными храмами, многочисленными деревянными домами и усадьбами, улицами и улочками, окруженный стенами, сложенными из массивных деревянных прясел, засыпанных глиной и землей, над которыми высились грозные башни. Внизу, ближе к реке, теснились многочисленные избы посада. Время беспощадно стерло древнюю Рязань с лица земли, и только осевшие, но по-прежнему мощные валы поражают своей монументальностью. Проезды в них отмечают места старых ворот, среди которых Исадские, Пронские, Окские, Борисоглебские и Южные. Валы Старой Рязани являются практически единственными сохранившимися до нас памятниками архитектуры старинного города.
Многолюдная и богатая столица княжества погибла по объективным и субъективным историческим причинам. Дело не только в смутном периоде, наступившем в Древней Руси, раздираемой княжескими междоусобицами. Скованные железной дисциплиной и жестокостью, полчища великого Чингизхана и его воинственных потомков покорили могущественный Китай и почти всю остальную Азию, вторглись в Европу, дойдя до Италии. Но есть одно обстоятельство давней трагедии, красноречиво характеризующее наших далеких предков. Древняя Рязань предпочла гибель позору и поруганию своих нравственных ценностей. Батый требовал десятину со всего, и на это город готов был согласиться, понимая превосходство врага в силе. События эти описаны в «Повести о разорении Рязани Батыем» в XIII веке. Князь Юрий отправил в боевой стан орды ответное посольство во главе со своим молодым сыном Федором «з дары и молении великими, чтобы не воевал Резанския земли». Однако победоносный внук Чингизхана потребовал дать «рязаньских князей тщери или сестры на ложе», захотел и Федорову «жену изведать». За гордый ответ «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд» Федора и все его посольство изрубили. Узнав об этом, обезумев от горя, его молодая жена Евпраксия выбросилась из окна высокого терема с княжичем-младенцем на руках. Рязанские, пронские, муромские князья вывели войско навстречу врагу. На подступах к рязанским землям произошло кровопролитное и упорное сражение: «…бьяшеся, яко всем полком татарьскым подивитися крепко и мужеству резанскому», «едва одолеша их силныя полкы татарскыя». Все рязанское войско погибло. Татаро-монголы подошли к Рязани 16 декабря 1237 года. Пять дней защитники города отбивались, ответив вражеским послам: «Если нас всех не будет, то все ваше будет». 21 декабря 1237 года Рязань пала. После ухода захватчиков с пожарища «несть бо ту ни стонуща, ни плачуща», ибо «вси равно умроша и едину чашу смертную пиша».
В 1977–1979 гг. в ходе раскопок вблизи Оки на подоле сожженной столицы возле южной околицы деревни Фатьяновки археологами были обнаружены братские могилы. Скелеты мужчин в возрасте от 30 до 40 лет, женщин 30 – 55 лет, детей — от грудных младенцев до 10 лет. Найден скелет беременной женщины. Убитый мужчина прижимал к груди маленького ребенка, так они и были похоронены. Юношей, девушек и молодых женщин в захоронениях мало, их, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами.
Теперь на месте столицы Рязанского княжества — чистое поле между высокими валами.
Пройдет 140 лет, и в битве на рязанской речке Воже русская рать впервые наголову разгромит пятидесятитысячное войско свирепого монгольского полководца Бегича. Он и четыре других темника — Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров — будут убиты. А еще через два года князь Дмитрий, которого назовут Донским, собрав силы разных земель Руси, разгромит орды Мамая. И Древняя Русь начнет превращаться в Великую Россию.
Как сберечь память?
Старая Рязань, погибшая вместе со своими защитниками, так и не возродилась, но и сегодня она бесценна для нас не только с научной точки зрения. После гибели древней столицы Рязанского княжества здесь не было ничего построено. Здесь все находится словно под огромной увеличительной лупой, надо только смахнуть пыль веков. Такого места в России больше нигде нет. Повторюсь, это неоценимо для исторической науки. Но ведь нам интересны не только артефакты, как таковые. Нам интересна история России. Для того чтобы иметь будущее, нам важно помнить о прошлом. Перед нашими глазами сегодняшний украинский пример того, как черные силы искусно организуют историческое беспамятство. И понятно серьезное внимание к сохранению и изучению, которое проявлено в нашей стране на государственном уровне. Городище Старой Рязани является благодатным во всех отношениях местом всероссийского значения, где наши соотечественники и зарубежные гости могли бы познакомиться с величием Древней Руси и доблестью наших предков. Научный сотрудник Института археологии Российской академии наук, руководитель Старорязанской археологической экспедиции Игорь Стрикалов считает, что музеефикация — это самый действенный способ надежного сохранения исторических объектов, при том, что сами они становятся доступными, наглядными не только для археологов, но и для туристов.
Что сделано. Что впереди?
В кабинете директора Рязанского историко-архитектурного заповедника Ольги Кречетовой лежат четыре толстых фолианта, в которых аккуратно подшиты сотни документов. Начиная с 1979 года, институтом «Спецпроектреставрация» разрабатывался проект музеефикации городища Старой Рязани. Основная работа была закончена в 1985 году. Но в «вихрях» перестройки было не до славной русской истории, а в «бандитские» девяностые тем более. Но хотя тем, прежним, планам не суждено было сбыться, историки и археологи на протяжении последних 20 лет добросовестно работают на городище, изучают и анализируют находки. Сформировался целый пласт новой информации. А в связи с этим возникла и необходимость создания нового, современного проекта.
— В октябре прошлого года состоялось расширенное заседание ученого совета музея, посвященное вопросам охраны и музеефикации Старорязанского городища, — рассказала Ольга Сергеевна. — На обсуждение был вынесен проект концепции музеефикации, подготовленный начальником Старорязанской археологической экспедиции Игорем Юрьевичем Стрикаловым. В ходе обсуждения было решено, что характеру городища и окружающего его ландшафта наиболее соответствует такая форма музеефикации, как археологический парк. Он должен включать экспозицию под открытым небом, административно-выставочную и рекреационную зоны. Проекты, планируемые к реализации на Старой Рязани, целесообразно сделать автономными, что позволит финансировать работу поэтапно.
Кое-что из намеченного выполнено. Принципиально важно, что наконец-то официально определены границы памятника, на что имеются соответствующие документы. Они проведены примерно по линии окружающих городище оборонительных валов. С ранней весны до зимы организована круглосуточная охрана исторического памятника. Раздолье для «черных копателей» кончилось. Закрыт проезд для автомобилей, которые раньше свободно передвигались по территории. Трава внутри валов на всей площади регулярно выкашивается. В центре городища, рядом с павильоном охраны, размещена баннерная выставка с исторической информацией о Старой Рязани. На территории установлены информационные щиты, указатели и щиты с правилами поведения. После поступления в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник заявок на организацию экскурсий, они выполняются. Маршрут начинается в Рязанском кремле, где представлена богатая и прекрасно оформленная экспозиция «От Руси — к России». В экспозиции макеты Старой Рязани, мастерских, жилищ, храмов, озвученная диорама героической обороны города. Уникальны коллекции найденных на городище артефактов. После осмотра всех этих достопримечательностей автобус с туристами отправляется собственно в Старую Рязань.
О.С. Кречетова продолжает:
— Археологические исследования проводятся на городище с 1822 года. Были периоды, когда они приостанавливались по объективным причинам, но теперь они проводятся ежегодно. Поэтому появилась насущная необходимость в создании стационарной базы. В связи с этим музей-заповедник обратился в администрацию Спасского района с просьбой о выделении музею земельного участка, где мы сейчас оборудовали нашу экспедиционную базу. Если раньше археологи жили многие годы без элементарных бытовых удобств, то теперь вопрос решен. На базе есть водная скважина, электричество, что дает возможность пользоваться горячей водой для приготовления пищи и принятия душа. А это немало в полевых условиях. Но надо идти дальше.
Туристы постоянно тянутся к валам Старой Рязани. Говорю с несколькими гостями из Курской области, которых встретил на городище. Они приехали сюда на двух легковых машинах вместе со своими рязанскими родственниками. И взрослые, и дети в восторге от увиденного. Их эмоции поймет каждый, кто хоть раз побывал в этом уникальном месте. Они — туристы «самостоятельные». И таких туристов здесь немало. Хотелось, чтобы опытный экскурсовод провел бы их к отреставрированным фундаментам всех трех соборов, продемонстрировал открытый археологами древний кузнечный горн, оборонительные сооружения рязанской столицы, провел к каменному Поклонному кресту, откуда открывается потрясающий вид на текущую внизу Оку и необъятное заречье, рассказал о находках и показал бы их на экспозиции в павильоне. Все это станет возможным при реализации проекта музеефикации Старой Рязани. Но уже сейчас музей-заповедник решает вопрос о присутствии своих сотрудников на городище. Для этого необходимо создать условия. Форма присутствия определяется. Как рассказал начальник управления культуры и туризма Спасского района Николай Зайцев, сотрудники местного краеведческого музея также готовы помочь гостям познакомиться со Старой Рязанью, по заявке желающих их сопровождают на место и дают необходимые пояснения. Музей-заповедник также прорабатывает варианты сотрудничества с краеведческим музеем.
— В следующем году, а это будет Год литературы, мы 5 сентября проведем на городище большое и, на мой взгляд, очень важное мероприятие, — рассказала Ольга Сергеевна Кречетова. — Оно будет посвящено «Повести о разорении Рязани Батыем». До этого в школах пройдут конкурсы сочинений, которые мы опубликуем в своей музейной газете, а затем раздадим ее в ходе праздника. На городище разместим выставку работ детского художественного творчества, посвященную этому произведению. «Повесть» будет читаться со сцены на территории Старой Рязани. Состоится большой концерт фольклорных коллективов. Будут работать интерактивные площадки. Я уверена, что школьникам это событие запомнится надолго.
Археологи, изучающие территорию Старорязанского городища, абсолютно правы: нужно очень серьезно оценить роль и значение этого исторического места. Это определяется многими факторами. Во-первых, яркостью, романтичностью легендарных и летописных сюжетов, связанных с последними днями города, его борьбой с татаро-монголами. Во-вторых, большой ролью археологических находок и исследований на городище для развития славяно-русской археологии и истории общественной культуры в целом. В-третьих, удивительной сохранностью памятника. Старая Рязань не просто исторический памятник, не только место работы археологов. Она — символ мужества наших далеких предков, стойкости их духа. Символ, объединяющий поколения.
Фото Татьяны Железновой и из архива Старорязанской археологической экспедиции
Олег Дробышев