Гендиректор Рязанской НПК рассказал об инвестициях, ценах и экологии
— Владимир Владимирович, можете ли вы уже озвучить некоторые итоги работы завода в этом году и насколько они совпадают с изначальными планами?
— Рязанское предприятие является четвёртым по объёму переработки нефти в стране. В прошлом году мы переработали рекордное количество нефти — 17 миллионов 200 тонн. В этом году наш план производства — 15,6 миллиона. По итогам полугодия мы переработали более 7,8 миллиона тонн.
— Кто работает на вашем топливе и как оно доставляется покупателю?
— С завода продукция уходит несколькими видами транспорта. Есть система трубопроводов, система железнодорожного и автомобильного транспорта. Например, авиационное топливо уходит только по трубопроводам. Могу сказать, что все самолёты аэропорта «Домодедово» летают на керосине, выпущенном Рязанским нефтеперерабатывающим заводом.
— Какова инвестиционная программа предприятия и насколько она выполняется?
— У нас очень амбициозные планы. Инвестиционная программа утверждена до 2020 года. На этот год она составляет 14 миллиардов рублей. Эти средства мы должны вложить для того, чтобы улучшить работу предприятия по нескольким параметрам. Во-первых, это экология. Второе — это соответствие выпускаемой продукции высшему стандарту Евро-5. В 2016 году будет введён государственный технический регламент, который будет регламентировать выпуск продукции нефтеперерабатывающих предприятий в соответствии с международным стандартом.
— Этих 14 миллиардов достаточно, чтобы подготовиться к выходу регламента?
— На следующий год программой предусмотрены инвестиции в 16 миллиардов. Уже сейчас стандарту Евро-5 соответствует 50% выпускаемых нами бензинов, ещё половина — стандарту Евро-4. По дизельному топливу то же самое. Мы планируем ввести две установки, которые позволят весь объём дизтоплива перевести на Евро-5. По бензину все необходимые мероприятия мы завершим в 2016 году.
— Сейчас много говорится об импортозамещении. Коснулось ли это каким-либо образом РНПК?
— На предприятии принята программа импортозамещения. Там, где это возможно, мы будем ориентироваться на отечественного производителя. Например, при производстве бензина применяются катализаторы, которые повышают октановое число топлива. Осенью у нас три установки уходят на плановый ремонт. Уже принято решение о том, что мы уйдём от иностранных катализаторов и будем загружать ангарские. В конце года будем пускать в эксплуатацию установку изомеризации. Там мы будем применять также российский катализатор, уйдя от американских. Более того, РНПК сама будет производить новые виды продукции. Например, высокооктановые присадки.
— Довольно важный для населения Рязани вопрос — это экологическая составляющая ваших инвестиций. А именно реконструкция очистных сооружений. Насколько эта составляющая выполняется?
— Перейдя в компанию «Роснефть», мы сдвинулись в этом вопросе. На реконструкцию биологических очистных сооружений утверждены инвестиции в размере более четырёх с половиной миллиардов рублей. Часть из них мы уже начинаем осваивать. На финальном этапе находятся проектные работы. Уже во второй половине сентября мы выходим на выбор подрядной организации, которая будет осуществлять реконструкцию. Это огромный сдвиг. Стоит задача закончить эту работу в 2016 году.
— Что из себя будут представлять очистные сооружения?
— Поставщиков сточных вод на биологические очистные сооружения РНПК можно разделить на две группы. Это сам завод и весь город, включая население и все остальные предприятия. Пропорции стоков — 20% к 80% соответственно. Мы планируем разделить очистные на две самостоятельные установки с отдельными выходами очищенных вод. Одна — для стоков завода, вторая — для стоков всего города. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы снять нагрузку с общих очистных, так как стоки разнятся.
— Какие технологии там планируется применять?
— Это будут очистные закрытого типа, исключающие выделения в атмосферу и предусматривающие современные технологии очистки сточных вод. Город растёт. Да, часть предприятий закрылась, но организуется малый бизнес, открываются новые производства. Не все имеют локальные очистные с выходом на общегородские сооружения с соответствующими нормативам стоками.
— То есть можно сказать, что после смены собственника в марте прошлого года сокращения инвестпрограмм не произошло, а по некоторым проблемным вопросам нашлись решения?
— «Роснефть» — компания с жёсткой вертикально интегрированной системой управления. Многие документы зарегламентированы, что позволяет чётко прогнозировать сроки введения тех или иных процессов или начала строительства. Кроме того, у компании довольно серьёзные ресурсы по всей стране — подрядные организации, оборудование и так далее. Ими всегда можно воспользоваться. Интеграция очень хорошо сказывается на работе предприятия.
— Ещё один вопрос, довольно болезненный для граждан, — высокая цена на топливо, особенно если учитывать наличие в регионе собственного завода. Есть ли у предприятия механизмы влияния на ценообразование?
— Мы не являемся владельцами нефти и нефтепродуктов. Нам нефть приходит в виде давальческого сырья, и мы работаем по системе процессинга. То есть мы зарабатываем деньги только на переработке нефти и выпуске нефтепродуктов, сама продукция — собственность «Роснефти». Реализация и поставка производится ею. К регулированию цен мы отношения не имеем.
— 19 октября 1960 года Рязанским нефтеперерабатывающим заводом был получен первый бензин. Эта дата считается его днём рождения. В следующем году, соответственно, предприятию исполнится 55 лет. Как планируете отметить юбилей?
— Мы планируем оживить и предприятие, и город различными мероприятиями: развлекательными, акциями по улучшению инфраструктуры города, инвестициями в учреждения социальной сферы. Мы закладываем для этого значительные средства в бюджет нашего предприятия.
— Социальная нагрузка есть и сейчас. Насколько реализованы запланированные в начале года мероприятия?
— Наша социальная составляющая состоит из нескольких частей. Первое — это то, что можно сделать без серьёзных финансовых вложений. Например, мы постоянно поддерживаем улицу Весеннюю в Рязани, проводим экологические акции, сотрудничаем с детской общественной организацией «Хозяин Мещёры». Проводим мероприятия для ветеранов Великой Отечественной войны. Вторая часть социального бюджета — это миллионны рублей ежегодно. В этом году мы перечислили более восьми миллионов рублей на создание химической лаборатории в Рязанском государственном радиотехническом университете, где мы открыли направление «Химические технологии». Направили средства на ремонт детского сада и Дома культуры в Турлатово, планируем отремонтировать там дорогу. Также планируем помочь больницам, училищу ВДВ, МВД России по Рязанской области, военкомату. В городской бюджет мы намерены перевести порядка девяти миллионов рублей на создание многофункциональной детской площадки в ЦПКиО. Ещё одна часть нашей социальной нагрузки — это поддержка наших бывших работников, которые ежегодно получают доплату к пенсии и ветераны ВОВ.
— Такие же проекты, как детская площадка в ЦПКиО, наверное, будут реализованы и в юбилейный для завода год. Как выбираются объекты, требующие вложений?
— Как я уже сказал, есть организации, которые мы поддерживаем постоянно. В этом году мы впервые на встрече с властями области и города определили наиболее важные точки приложения усилий. Хотя право принятия конечного решения всё равно остаётся за предприятием и компанией «Роснефть».