Рязанская ГРЭС готова разводить креветок в промышленных масштабах
А чем готова накормить страну Рязанская область? «Комсомолка» кинула клич по региону. Мы можем варить сыры по итальянским и французским традициям, отозвался один район. Приезжайте к нам за говядиной, заявил другой. А у нас можно ловить креветок, скромно и как-то по-будничному сказали в Новомичуринске.
— Теплолюбивые креветки в средней полосе России? Вы сами в это верите? — с сарказмом восприняли наш вопрос в региональном минсельхозе.
Как оказалось, о существовании экзотических животных не знал никто, кроме, собственно, жителей небольшого города на Пронском водохранилище. В доказательство местные прислали нам фотографии вареных креветок и заверили, что по вкусу они ни в чем не уступают заморским.
Наперекор здравому смыслу
— Мы в магазине креветок вообще не покупаем, — говорят новомичуринские рыбаки. — А зачем? Свои под боком, свежие и не перемороженные. Взял сачок да поймал, сколько нужно.
Как появились в Рязанской области диковинные ракообразные и так ли они вкусны, как утверждают новомичуринцы? Мы отправились в Пронский район, чтобы самостоятельно наловить креветок, а затем попросить шефповара одного из ресторанов Рязани приготовить из них фирменное блюдо.
Помочь нам вызвался местный ихтиолог и рыбак Сергей Громов. Именно от Сергея мы и узнали историю появления новомичуринских креветок. Оказывается, живут они в водохранилище местной ГРЭС аж с 1976 года...
— Креветка была акклиматизирована еще во времена Советского Союза, — рассказывает Сергей. — Надеялись найти рынок сбыта да и вообще попробовать — получится разводить столь необычных животных в средней полосе или нет (по другой версии, креветок запустили для увеличения кормовых ресурсов для рыб — ред.). Но, видимо, результаты оказались не такими, как ожидалось, и популяцию бросили на произвол судьбы. А креветки вопреки всему выжили...
Вот уже без малого сорок лет эти ракообразные живут и размножаются в средней полосе наперекор здравому смыслу.
— Рязанская наука узнала (или, вернее, вспомнила) о том, что в нашей области встречается такой нетипичный вид в позапрошлом году, — отмечает замдиректора по науке Окского биосферного заповедника Виктор Иванчев. — Это пресноводная теплолюбивая форма, характерная для более низких широт. В следующем году в свет выйдет научная статья, посвященная этому рязанскому феномену.
Первый улов «Комсомолки»
— Сегодня на хороший улов не рассчитывайте, — сразу предупреждает нас Сергей. — Изза сброса горячей воды креветки ушли на дно. Прохладу ищут. А в удачные дни можно и мешок крупных экземпляров наловить.
По извилистой тропинке спускаемся к воде. Среди высоких зарослей протянулась узкая кромка канала, по которому вода, охлаждающая не останавливающиеся ни на минуту турбины, сбрасывается в водохранилище. Здесь и будем «рыбачить» большим сачком. На поверхности, как мы помним, креветок нет, поэтому чем глубже опустишь сачок, тем больше шансов кого-нибудь выловить. А берег глинистый, скользкий — того и гляди в воду свалишься. Бывалые рыбаки без высоких болотных сапог сюда и не ходят: встал в метре от берега и загребай себе сколько душе угодно. На суше сачок показался довольно легким, но стоило опустить его в воду и зачерпнуть со дна водорослей… Тащить и балансировать — непростая задача.
В нетерпении вываливаем весь улов на землю.
— Одна трава, — разочарованно вздыхает коллега, но тут же, замолчав, присаживается над ворохом слипшихся водорослей: Смотри-ка! А вот и они.
Наш спутник Сергей привычными движениями ловко выбирает из травы длинные, полупрозрачные тельца креветок. Многие из них, видимо, недавно родились и еще даже не приобрели окраску. После короткой фотосессии отпускаем малышей назад, и они тут же скрываются под водой.
— На такую мелочь мы рыбу ловим, — говорит Сергей. — Отличная наживка получается. Особенно окунь без ума от этого деликатеса, но и карп, и судак, да вся рыба с удовольствием клюет на креветок.
Турбины, дающие жизнь креветкам
Однако мы приехали за добычей покрупнее. «И во второй раз забросил старик невод в синее море…» — во второй раз в сачок попался окунь и еще пара-тройка креветок. Эксперимент оказался под угрозой срыва. На помощь пришел Сергей. Он переобулся в сапоги заранее, очевидно, не оченьто рассчитывая на нашу подготовленность и расторопность. Взяв сачок и все дело в свои руки, вошел по колено в воду — общими усилиями пластиковое ведерко заполнилось речными гадами до половины. Крупных оказалось немного, но они вели себя на удивление мирно: водили усами из стороны в сторону, в то время как молодняк изо всех сил пытался десантироваться на землю.
— Время года сейчас не совсем подходящее, — говорит Сергей, заметив досаду в наших глазах. — Самый лов у нас по весне бывает, когда креветки вырастают во-от такие (расставляет пальцы на расстояние 10-15 сантиметров — прим. авт.). Они и мясистые, привозным по вкусу не уступают, и не пуганные совсем.
Условия для развития и размножения таких теплолюбивых существ, как креветки, на водохранилище действительно уникальные. Кроме креветок здесь водятся черный и белый амур, осетровые гибриды, американский сомик. Тоже, между прочим, рыба не характерная для средней полосы России.
Впрочем, специальным разведением на продажу сотрудники ГРЭС не занимаются, а выпускают мальков рыб в качестве социальной нагрузки. Дело в том, что, согласно российскому законодательству, промышленным гигантам, негативно воздействующим на водоемы, рекомендовано проводить зарыбление последних. Вот экологи и стараются вовсю…
— Креветки будут жить в водохранилище до тех пор, пока работает предприятие, обеспечивающее постоянный подогрев воды, — констатирует Виктор Иванчев. — Если остановятся турбины, скорее всего, исчезнет и креветка, но, конечно, утверждать это со стопроцентной уверенностью нельзя. Порой природа нас здорово удивляет.
Фирменное блюдо — креветки по-рязански
Тем временем, прикрыв ведерко со скромным уловом тряпочкой, мы мчались в Рязань, в ресторан «Арт-контраст», шефповар которого опрометчиво согласился поддержать нашу авантюру и приготовить из рязанского продукта какое-нибудь фирменное блюдо.
Поглазеть на диковинных рязанских креветок сбежались все сотрудники ресторана. И у всех усатые членистоногие обитатели пластикового ведерка вызывали неподдельный ужас. Креветки, которых мы привыкли видеть в магазинах, вовсе не болотнозеленого цвета, а нежнорозовые, потому что их предварительно варят. Да и выглядят не так устрашающе — в замороженном виде конечности креветок очень хрупкие и во время транспортировки ломаются.
Наши же креветки были не только свежие и при всех конечностях, но и проявляли изрядную прыть — то и дело выпрыгивали из воды, делали сальто и плюхались назад, к сородичам.
Пока мы гадали, какое блюдо можно приготовить из такого скромного количества креветок, шеф-повар Расим Пашаев взялся за дело.
— Будем из ваших креветок готовить крем-суп! — торжественно объявил он. — Прошу на кухню!
Тут же, один за другим, на столе начали появляться ингредиенты: сливки, лук, сухарики, вино, зелень, картофель и, конечно, гвоздь программы мелко порезанные креветки. Самых крупных Расим оставил для украшения блюда. Через несколько минут из небольшой кастрюльки на огне поплыл дивный аромат. Еще немного, и Расим ставит перед нами дымящуюся белоснежную супницу.
— Прошу любить и жаловать, крем-суп с креветками «Дип»!
Первым блюдо попробовал сам повар. Мы попросили его сравнить вкус привычных нам океанических креветок с местными.
— У них есть свой вкус, — задумчиво говорит Расим, разжевывая одну из больших сваренных креветок, которыми украшено блюдо. — Нет, действительно вкусные!
— Они пахнут рекой, чистой пресной водой, — подхватили гости ресторана, которые тоже решили отведать местный деликатес. — Чем-то напоминает мясо наших раков.
От себя добавим, у рязанских креветок действительно особенный вкус, их сладковатое мясо напоминает раков. В то время как заморские гады после многократной заморозкиразморозки теряют и вкус, и запах. Суп оказался густым, наваристым и очень вкусным. Пожалели мы только об одном — что креветок привезли маловато. А то бы целый ресторан можно было накормить.
Кстати, на Рязанской ГРЭС нас заверили, что, если потребуется, здесь готовы заняться разведением креветок в промышленных масштабах. Так что страна без этих полюбившихся россиянам морепродуктов не останется — накормим всех!
Тем временем
Почему креветка выжила в водохранилище
Согласно данным мониторинга экологов Рязанской ГРЭС, температура воды в водоотводном канале предприятия составляет зимой +10 градусов по Цельсию, летом +30 градусов. На самом водохранилище показатели менее «жаркие» — зимой +4,5 градуса, летом +24 градуса. Однако по сравнению с обычными рязанскими водоемами Пронское водохранилище — практически тропические моря. Средняя температура в Оке с мая по сентябрь составляет порядка +17 градусов по Цельсию, зимой, осенью и ранней весной — в среднем +2 градуса.
Татьяна Бадалова, Евгений Баранцев