Рязанские «тимуровцы» помогают ради эмоций
Ищем добровольцев!
— Никита, с чего начиналась ваша волонтёрская школа?
— Волонтёром в родном Сасово я стал ещё в 2009 году. Вместе с другими студентами техникума, в котором я учился, мы собирали подарки для детей из многодетных семей, наводили порядок на улицах города… А год тому назад я вернулся с Универсиады в Казани, где помогал с организацией, и понял, что многие даже не представляют, насколько это интересно — быть волонтёром. И тогда с друзьями я стал посещать школы и рассказывать про добровольчество. С теми ребятами, кто заинтересовался, мы поддерживали связь. А потом решили написать образовательную программу, провести тренинги, чтобы школьники не только послушали, но и попробовали сами, каково это. Так и родилась идея создать школу волонтёров, и взрослые нас поддержали.
— И нашла эта идея отклику молодёжи?
— Мы делаем акцент на спортивное волонтёрство, т.е. помощь в проведении и организации спортивных состязаний. А это всегда интересно, потому и желающих много. К настоящему времени в Сасово мы привлекли к нашему движению около полутора тысяч ребят. Самых активных всегда поощряем: дипломами, памятными подарками. Впереди ещё — обучающие площадки для волонтёров в школах в Михайлове, Шилове, Скопине и Касимове. Волонтёром может стать каждый, кому исполнилось 14 лет, так что, уверен, у нас найдётся ещё немало единомышленников!
— Но разве участие в волонтёрских акциях не отрывает от учёбы? Вы или ваши знакомые никогда не слышали от родственников, мол, вместо того, чтобы бесплатно вкалывать, лучше бы учился или работать пошел?
— Волонтёр должен понимать, что вместо него никто учиться не будет и всю упущенную учебную программу придётся потом навёрстывать. При этом к людям, которые стремятся стать волонтёрами, получить определенный опыт, отношение лояльное. Если, конечно, не злоупотребляешь. А когда заниматься волонтёрством, как не в школьные и студенческие годы? Потом времени совершенно не останется — надо будет работать, строить семью. Добавлю, к слову, что сегодня у нас в регионе активно развивают новое направление добровльчества, так называемое «серебряное волонтёрство», в котором участвуют люди старше 50 лет. Многие из них уже вышли на пенсию, у них есть время, так почему бы не стать добровольцем? К примеру, на Олимпийских играх в Сочи со мной в команде был Валерий Феофанович Налимов. На тот момент ему было уже 73 года! И в других добровольческих командах тоже было немало «серебряных» волонтёров. Причём многие из них ещё молодым дадут фору по энергичности и целеустремлённости!
Осознанный выбор
— Волонтёрство — изобретение далеко не нашего времени. Про тех же тимуровцев мы наслышаны ещё с советских лет. В чём, на ваш взгляд, разница между ними и современными волонтёрами?
— Бескорыстные помощники были всегда, только называли их по-разному, а часто вообще никак не называли. Мне кажется, что это — особенность нашего, российского менталитета — помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Но если прежде человека, можно сказать, «подводили» к идее необходимости добровольной помощи ближнему, начиная с «октябрятского» возраста, сегодня никаких идеологических стимулов нет. И если подросток становится волонтёром, то это его осознанный выбор.
Награды — не главное
— Никогда не возникало ощущения, что, привлекая волонтёров, организаторы тех или иных мероприятий попросту хотят сэкономить?
— Конечно, с одной стороны — это действительно помогает снизить затраты, ведь работу нам не оплачивают. И был такой период, когда к нам относились как к бесплатной рабочей силе, ставили перед нами такие задачи, выполнить которые под силу разве что специалисту. Но понемногу ситуация меняется. Для волонтёров придумывают поощрения, относятся к ним с уважением, не как к людям, которыми можно распоряжаться как душе угодно, а как к тем, кто пришёл помочь по доброй воле. И это радует, хотя, конечно, занимаешься этим не ради наград и поощрений...
— Тогда ради чего же?
— Главное для волонтёра — это те эмоции, которые остаются в памяти. И как бы пафосно это ни звучало — это участие в истории нашей страны. Тем более что волонтёры находятся в несколько привилегированном положении. Мы, например, участвовали в репетиции и потому задолго до зрителей узнали о секретах церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Это очень воодушевляет. Есть, конечно, и те, кто приходит в волонтёры, чтобы поставить себе потом галочку в резюме, «засветиться»... Но такие среди нас не задерживаются.
— А как вы узнаете, где нужна помощь волонтёров?
— Как правило, для любого крупного мероприятия сегодня создают интернет-сайт, где объявляют о наборе добровольцев. Так, на соревнования «Формулы-1», которые пройдут в октябре в Сочи, волонтёрский состав уже набрали. Хотя никакой рекламы, по сути, не было. Проблемы куда подать заявку на участие, у добровольца нет. Так же, как и у организаторов: всегда найдутся желающие помочь. Без волонтёров сегодня, как правило, не обходится ни одно крупное мероприятие в области. А значит, мы доказали, что нужны в современном мире.
Досье
Никита Кузьмин в 2010 году окончил факультет бухгалтерского учёта Сельскохозяйственного техникума в г. Сасово. Служил в Вооружённых силах РФ в 154-м отдельном комендантском Преображенском полку в г. Москве. В 2011 году поступил на юридический факультет Рязанского госуниверситета им. С. Есенина. С 2013 года — руководитель регионального проекта «Школа волонтёров «Старт».
Тамара Бутина