Жизнь Александра Невского могла оборваться в Касимове
— Либо пребывая в Городце Волжском, либо в Городце Мещерском, — улыбается краевед Игорь Канаев. — И, конечно, нижегородцы будут «тянуть одеяло» в свою сторону, а касимовцы — в свою, ведь Городец Мещерский — современный Касимов.
Обратимся к немногочисленным официальным документам того времени. Известно, что в ноябре 1263 года, пребывая в Орде, великий князь занемог. Отправившись на родную русскую землю, он с дружиной добрался до Нижнего Новгорода, где болезнь совершенно разбила богатыря. Далее летописные источники повествуют следующее: «... и доиде до Новаго города Нижнего и пребыв ту мало и идее на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци... тое же нощи и преставился».
Версия Мельникова: на кой черт ехать в Касимов?
Русский писатель, этнограф и беллетрист Павел Мельников, родившиися и живший в Нижнем Новгороде в 19 веке, вполне предсказуемо в вопросе кончины православного воина встал на «нижегородскую» позицию. Обоснованию своей версии Павел Иванович посвятил некоторые рукописные труды. Далее процитируем первоисточник (дословно):
«Я не бывал в Касимове, но слыхал от людей достоверных, что в этом городе многие толкуют, будто бы Невский и в самом деле скончался в их городе. Один известный русский ученый сказывал мне, что какой-то касимовец (фамилию позабыл) собирается издать в свет исследование об этом предмете и доказать, даже исчислением дней пути, то, что говорили без основания Миллер (см. ниже) и его последователи. Ожидаем с нетерпением этого исследования (Эти рукописи Ивана Гагина так и не были опубликованы. Автор, не найдя преемника, которому мог бы передать все свои изыскания, спрятал бумаги в печь, наглухо замуровав последнюю. Архив Гагина был обнаружен через несколько десятилетий после его смерти при разборе дома), но между тем представляем и свои доказательства в пользу Городца Волжского».
Поясним для читателей, что касимовец, фамилию которого позабыл Мельников — не кто иной, как Иван Гагин, версию которого мы обязательно рассмотрим ниже. Пока же, чтобы не привносить собственные кривотолки, вновь послушаем нижегородского ученого: «Во время татарского владычества в Орду ходили Волгою. Правда, впоследствии, когда Москва взяла совершенный перевес над прочими княжествами русскими, отправлялись в татарские страны из Коломны и, следовательно, ходили Окою мимо Касимова, но это начали делать не ранее, как с XIV столетия».
То есть все утверждения Мельникова основываются на дорожных предпочтениях прежних времен. Вполне можно допустить, что и много лет назад существовали «федеральные трассы», добраться по которым из пункта «А» в пункт «Б» было проще и безопаснее, но... Во-первых, не сохранилось достоверных карт с нанесенными на них дорогами; во-вторых, даже действительное наличие этих дорог не отрицает факта существования «объездных путей».
Кстати, этой же нижегородской версии придерживался советский историк Владимир Пашуто, автор биографии Александра Невского из серии «Жизнь замечательных людей». Причем в своей книге Владимир Терентьевич сообщает неизвестно откуда взявшиеся подробности (в летописях таких фактов нет): «...Из Городца тело Александра через Старобуд повезли во Владимир. Весь народ, «малии и велиции», князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 верст от стольного города в Боголюбове». Возможно, эти строки — лишь литературный вымысел автора...
Версия Гагина: непонятно зачем, но князь все-таки оказался в Касимове
Теперь поговорим о личности другого исследователя предсмертных дней князя Александра Невского. Иван Гагин был незаурядной для своего времени фигурой — интересовался механикой, историей, археологией. Устроившись на службу землемером, он с энтузиазмом и особым рвением взялся за постижение тонкостей архитектурного дела. Уже вскоре ему начали доверять возведение капитальных зданий... И так, работая год за годом, архитектор-самоучка возвел тот самый каменный Касимов, который и сегодня известен нашим современникам.
Теория касимовского исследователя построена на расстоянии от городов на Волге и на Оке и том времени, за которое может преодолеть это расстояние похоронная процессия. Известно, что скончался Александр Невский 14 ноября, а погребен был 23 ноября. Добраться за девять дней из более далекого Городца Волжского до столицы княжества — Владимира — просто невозможно.
— Все эти рукописи-расчеты сохранились и доступны для ознакомления, — делится известный историк и архивист Дмитрий Филиппов. — Но расшифровка наследия Гагина требует очень длительного времени — почерк просто ужасный. А вот карту-план пути дружины Александра Невского рязанцы смогут увидеть воочию буквально через неделю. 18 сентября в художественном музее открывается выставка, посвященная творческому пути касимовского архитектора.
Интересно, что Гагин был отнюдь не первым, кто выдвинул касимовскую версию смерти Александра Невского. Еще в 1776 году в словаре «Географический лексикон Российского государства», где довольно подробно описываются по азбучному порядку реки, озера, моря, горы, города, крепости и знатные монастыри, Федор Полунин и Герард Миллер в параграфе, касающемся Касимова, упоминают о подобном факте. Но на чем основано их предположение, неизвестно.
С точки зрения элементарной логистики, оперируя координатами четырех населенных пунктов — Нижний Новгород, Городец Волжский, Городец Мещерский (Касимов) и Владимир, — появление дружины великого владимирского князя в рязанских землях выглядит не слишком логичным, и поэтому далеко не все касимовцы разделяют теорию Гагина.
— Чтобы добраться из Нижнего Новгорода до стольного града Владимира, вряд ли вы выберете длинный путь через Касимов — крюк получится в несколько сотен километров, — убеждает нас местный краевед Анатолий Смирнов.
— Так-то оно так, — соглашаемся мы. — Но ведь мы не знаем всего... Не владеем всей полнотой информации. Возможно великий князь, предчувствуя скорую кончину или надеясь получить излечение, изменил маршрут...
Версия третья: не нашим, не вашим
Существует и третья, назовем ее альтернативной, версия места смерти великого князя. На исторической конференции в Нижнем Новгороде в октябре 2001 года прозвучало, что в летописных источниках тринадцатого столетия название какого-то конкретного населенного пункта вообще не фигурирует — Александр Невский скончался по дороге из Орды во Владимир. Городец появляется лишь в более поздних источниках, примерно спустя двести лет...
Кстати
Житие святого благоверного князя Александра Невского из коллекции «Великие святые», составленной монахами Даниловского монастыря, вы можете приобрести в редакции «Комсомольской правды». Также житие вы можете получить в подарок, подписавшись на всю коллекцию.
В тему
Дни памяти Александра Невского
Память святого благоверного князя Александра Невского совершается 23 ноября (6 декабря по-новому стилю) в день погребения во Владимире и 30 августа (12 сентября) в день перенесения мощей из Владимира в Александро-Невский монастырь (лавру).
Подробности
С точки зрения регионального туризма, «двойное» место смерти Александра Невского, как это ни парадоксально, безоговорочный плюс. Приезжаешь в Городец, тот, что на Волге — экскурсовод рассказывает — «согласно церковному преданию, накануне кончины князь принял монашеский постриг в Федоровском монастыре». Такая же история в Касимове, только на этот раз в повествовании фигурирует Городецкий Богоявленский монастырь.
Евгений Баранцев