Педагог из сасовской сельской школы разжигает в детях жажду знаний
В деревню!
Официально, конечно, идущих против течения молодожёнов хвалили. Но большинство знакомых и друзей, чего греха таить, крутили у виска. Ну, действительно, по доброй воле в деревню, печка и всё такое! Однако Михаил с Людмилой остались при своём. Распределение на тот момент уже отменили, и поэтому они сами объехали несколько местечек.
Встречали их везде по-разному. В одном месте даже намекнули: мол, лучшие в деревню не поедут. Супруги не обиделись и, продолжив поиск, понимание нашли в Любовникове. Название, может, и фривольное, зато жизнь в этом многонациональном селе устроена правильно. Тогдашний руководитель хозяйства Михаил Вьюнов понимал: не будет школы — не будет ничего. Благодаря его стараниям в 1992 году новенькое школьное здание возвели именно в Любовникове. В самые нелёгкие для образования времена это беспокойное хозяйство много лет возглавлял Салихджан Зарипов. Он-то и принял молодую учительскую пару с распростёртыми объятиями.
— Нас встретили как родных, — вспоминает Михаил Владимирович. — И даже какое-то время мы у Салихджана Салихджановича жили. Я первым окончил университет и приехал сюда, а Людмила через год. Жили сначала в служебной квартире, а потом дали дом. И теперь мы как фермеры — сами себя обеспечиваем.
Их мечта о домике в деревне сбылась. Сажают огород, вырастили сад. Яблоки у них необыкновенно вкусные.
— Конечно, — рассказывает Михаил, — трудностей хватало. Ехали сюда, ничего не боялись, ведь оба в детстве гостили у своих деревенских бабушек. Но одно дело провести лето в деревне и совсем другое — жить постоянно.
Особенно трудно было первые четыре года. Немало сожгли они дров, прежде чем научились печь топить. Теперь, к счастью, отопление у них газовое. А в профессиональном плане супруги сразу о себе заявили. В 2002-м учителем года Сасовского района стал Михаил, а в 2003-м — Людмила.
— Четыре года мы варились в котле с названием «конкурс «Учитель года», — улыбается Михаил. — Сейчас социальную активность снизили, сосредоточились на работе и воспитании своих детей. Старшенький в этом году в первый класс пошёл, а младшенькому год и три месяца, Люда сейчас с ними дома, а я работаю. В общем, нагрузки хватает.
Если работать больше чем на полторы ставки, тогда ещё можно рассчитывать на относительно высокую зарплату. Михаил Владимирович преподаёт не только свои любимые химию и биологию, но ещё и физику, информатику, английский язык. В условиях малокомплектной школы это обусловлено не только желанием учителя заработать, но и служебной необходимостью.
Четвёртый урок
Их пример не стал тенденцией, учителей на селе всё ещё не хватает. Приходится сельским педагогам смежные специальности осваивать. Получается это, конечно, у всех по-разному, но Михаил Владимирович говорит: ему не стыдно признаваться в том, что он преподаёт физику. Его ученики демонстрируют отличные результаты. Завуч школы Екатерина Арутюнян охотно подтверждает это: если Гриненко за что-нибудь берётся, сделает всё безукоризненно, он во всём ищет совершенства. По физике на уровне района показатели Любовниковской школы выше, чем у тех школ, где имеются специалисты. И по английскому ученики Михаила Владимировича тоже, как правило, в районных олимпиадах занимают призовые места.
— А ещё, когда я составляю расписание, всегда помню о Михаиле Владимировиче, — продолжает Екатерина Хаджиевна. — Четвёртый урок считается непродуктивным. Дети устают к этому времени, снижаются внимание, активность. И я стараюсь поставить четвёртым уроком предметы, которые Михаил Владимирович ведёт. У него дети не заметят, что они устали, весь урок пройдёт на одном дыхании.
— Да, он объясняет так, что не понять невозможно, — вторит завучу нынешний директор школы Марина Рузлева.
Вот уже второй год, как Марина Николаевна сменила на посту директора Салихджана Салихджановича (в силу возраста он оставил руководство школой и начал преподавать физкультуру), однако преемственность курса сохраняется. В этой уникальной школе дети не только азы знаний постигают, но и учатся конструктивно взаимодействовать с миром и людьми, независимо от их национальности и мировоззрения. Здесь внимательны друг к другу и ученики, и преподаватели. Говоря о Гриненко, Екатерина Хаджиевна добавляет:
— Зная, какое сокровище нам досталось, большую часть гранта, который выиграли пару лет назад, мы потратили на приобретение кабинета химии...
Хулиганов у них нет
Кто бы что ни говорил, а гигантомания в образовании — вещь опасная. Большие школы становятся похожими на конвейеры, для них человеческое внимание и тепло — роскошь. А малокомплектные могут позволить себе некоторую домашность. Здесь каждому хватает внимания, никто не упущен. И раскрываются в таких условиях не только ученики, но и учителя.
— Не знаю, смог бы, я так быстро адаптироваться в большой школе, когда три первые парты с тобой, остальные — против, — признаётся Михаил Владимирович. — А здесь легче сосредоточить на себе внимание как на носителе информации. Заинтересованные в учёбе ребята сами перевоспитывают тех, кто не очень заинтересован. Так что хулиганов у нас нет.
Ответ на вопрос, почему он стал учителем, у него готов уже давно, с 6-го класса, когда в школе начинают изучать биологию. А привила ему интерес к этому предмету Лилия Михайловна Пехова. Всё благополучно совпало: любимый учитель и любимый предмет. Теперь он сам разжигает жажду знаний в юных и пытливых умах. Говорит, это огромная радость: видеть любопытные глаза и понимать, что твои слова достигают цели.
Михаил Владимирович на просьбу показать кабинет химии откликается с удовольствием: «Моя гордость!» Это вам не начало нулевых, когда растворы на уроках химии мешали одной стеклянной палочкой. Салихджан Салихджанович, конечно, тогда быстро выправил положение, спонсоров даже в Москве находил, но такого обилия комплектов для лабораторных и наглядных пособий не было. И каждый год они обновляются и пополняются. Одним словом, любовниковские выпускники могут легко конкурировать с выпускниками городских и даже столичных школ. Ведь все шансы на получение качественного образования у них есть. Даже по английскому языку.
Наталия Терлеева