Рязанский эпаньоль признан юным чемпионом России
Рыбалке вопреки
Участвовать в мероприятии могли все желающие, победителем же стал эпаньоль по кличке Итан. В чём, разумеется, главная заслуга его хозяина — рязанца Максима Сюзева.
— Отец с самого детства брал меня на рыбалку, да так часто, что, имея множество увлечений, именно этот вид отдыха я не люблю, — признаётся мой собеседник. — А 12 лет назад мой друг, заядлый охотник, привлёк меня к своему хобби. Я по натуре человек достаточно въедливый, старался вникнуть во все тонкости и понял, что, пожалуй, самый красивый вид охоты — это охота с собакой. Она является абсолютно гармоничной. Замирание собаки в стойке — очень волнующий момент: она не шелохнётся, но находится в безумном напряжении. Необыкновенно красивое зрелище — подъём птицы. Часто люди промахиваются, потому что приток адреналина в эти мгновения очень высок.
Случилось так, что Максим Борисович в тот период попал в серьёзное ДТП. И прежняя машина, легковушка, оказалась серьёзно повреждена. Тогда Сюзев купил «ниву» — автомобиль, хорошо подходящий для выездов на природу, и завёл свою первую собаку — русского охотничьего спаниеля по кличке Шерлок. С этим псом, по словам рязанца, он прошёл огонь и воду.
— Процесс обучения при контакте собаки и охотника — обоюдный, и Шерлок многому меня научил: показал, где какая птица, открыл многие секреты поведения дичи, — рассказывает Максим Сюзев. — Надо сказать, сама по себе охота отнюдь не просто отстрел и какие-то мясозаготовки, а в первую очередь — общение с природой.
По убеждению моего собеседника, это объясняется тем, что охота приобретает какой-то смысл только в процессе достаточно долгого наблюдения за животными и их повадками. К примеру, весной, ещё за три недели до открытия сезона, Максим Сюзев с единомышленниками уходит в лес без ружья — просто чтобы посмотреть, к примеру, как и где летит вальдшнеп.
— У меня немало увлечений: я получил образование по специальности «сигароведение», работаю за гончарным кругом и к праздникам делаю близким подарки своими руками, — говорит рязанец. — Но на сегодняшний день охота, пожалуй, наиболее серьёзное моё увлечение. Достаточно часто случается, что приходишь без добычи. Когда только начинал, расстраивался, а сегодня понимаю, что это не только не главное, но даже и не особенно важно: Цель — не что-то взять на охоте, а просто на неё выехать.
За собакой — на Украину
Охотничье собаководство в нашем регионе находится на не слишком высоком уровне, считает Максим Сюзев. Чтобы лучше разбираться в этой области, он даже закончил курсы экспертов-кинологов. Второй пёс, английский кокер-спаниель по кличке Нобель, год назад умер. В семье из-за этого события сильно переживали, да и Шерлок скучал по товарищу. Максим Борисович задумался о новом питомце, тем более что давно хотел завести легавую.
— Эта порода относится к подружейным — то есть, к тем, которые работают под ружьём, в непосредственном контакте с охотником, — объясняет он. — В древности методика охоты была следующей: охотились с луком, а птицу ловили сетью. Когда собака в поиске определяет местонахождение добычи, она делает стойку — замирает, как памятник. А чтобы на пса можно было вместе с птицей накинуть сеть, он ложится. Такая стойка называется легавой, у некоторых собак её можно видеть до сих пор — например, у английских сеттеров.
По словам Сюзева, у рязанских охотников наиболее распространены две легавые породы — курцхаар и дратхаар. Но Максим Борисович не захотел идти проторёнными путями и решил свой выбор остановить на эпаньоле. В нашей стране эта порода появилась недавно, лет 7 назад, и на февраль 2014 года в России насчитывалось чуть более 220 этих собак.
— Бретонский эпаньоль — самая маленькая легавая, но сколько в ней энергии! — удивляется Максим Борисович. — Она очень быстрая, с красивой и своеобразной манерой поиска. Порода очень распространена на своей родине — на западе Франции, в провинции Бретань. Кроме того, их много в Италии, Сербии и на Украине. Почему в последней? Просто один из заводчиков переехал в своё время на Украину — так ему понравилась тамошняя природа. Приняв решение, я начал искать щенка. В Москву привезли поголовье из Франции, но европейцы не очень любят отдавать хороших собак в Россию — лучших оставляют себе. Кроме того, мне было интересно посмотреть на родителей щенка. От поездки в Италию или Сербию я отказался, рассудив, что действительно хорошего пса мне не отдадут.
Поэтому Максим Борисович с женой и дочерью поехали на Украину: в 120 километрах от Киева семью ждал их щенок.
Юный победитель
В сентябре 2013 года эпаньоль Итан приехал в Рязань. Всё лето он вместе с хозяином провёл в полях — в долгих тренировках. И вскоре пёс получил первую экспертную оценку в рамках охотничьего собаководства — на рязанской областной выставке. По линии РКФ (Российская кинологическая федерация) выиграл 4 выставки в своём классе и получил звание «Юный чемпион России».
Соревнования в Милославском районе были для Итана серьёзным испытанием: он получил первый рабочий диплом. Эпаньоль набрал больше всех баллов и занял первое место. Кроме того, ему достался приз самой молодой собаки.
— Состязания проходили по перепелу, — продолжает Максим Борисович. — Мы идём по полю — ветер обязательно встречный. Вдруг собака замедляет ход и замирает в стойке. Я подхожу ближе и говорю: «Вперёд!» Итан делает бросок, поднимает птицу и остаётся на месте. На соревнованиях не стреляют, но поскольку надо проверить, как ведёт себя собака после выстрела, не побежит ли за перепелом (чего нельзя делать), то один из экспертов комиссии стреляет из стартового пистолета. Собаки оцениваются по целому ряду параметров. Мой пёс себя достойно показал — набрал 71 балл.
Итан пока ещё юн, устаёт на охоте и, когда возвращается домой, спит как убитый. В семье Сюзевых он всеобщий любимец. Бывает, что докучает умудрённому годами Шерлоку, который хоть и ворчит на младшего собрата, но относится к нему со всей собачьей нежностью.
Юлия Верёвкина