Место братоубийственной распри рязанских князей едва не потеряло уникальный храм
На рубеже XII-XIII веков предельно обострилась борьба с претензиями на рязанский престол, на который распространялась сфера интересов и рязанских, и пронских, и владимирских, и даже черниговских князей. В день памяти пророка Ильи 20 июля 1217 года по приглашению рязанских князей Глеба и Константина Владимировичей в Исады съехались князя рязанские и пронские с ближними боярами и почётной дружиной. Во время пира в шатры вероломно ворвались дружинники Глеба и Константина, а с ними сообщники — половцы, от рук которых погибли шестеро претендентов на княжеский престол. Ещё в начале ХХ века жители Исад уверенно показывали гостям старые пни вязов, под которыми будто бы находился княжеский шатёр и где совершилось злодеяние. Однако двое из рязанских князей — Ингварь Игоревич и его брат Юрий — на съезд не приехали и остались в живых. Именно Ингварь, после смерти родственников, взошёл на рязанский престол. Князь Глеб с наёмными половцами бросился брать Рязань, стремясь устранить уцелевших соперников, однако потерпел полную неудачу — в 1219 году Ингварь разбил Глеба, который бежал к половцам, где вскоре умер. Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский пишет, что Глеб, «подобно Святополку Окаянному, кончил свою жалкую жизнь в безумии, сделавшись ненавистным самому себе».
Село Исады вновь появилось в истории России, когда на рубеже XVI-XVII веков страну охватило время, более известное как Смутное. Династия Рюриковичей закончилась, новая ещё не появилась, и власть на Руси, как известно, оказалась в руках поляков. В то время Исады были вотчиной рода Ляпуновых. Один из Ляпуновых — Прокопий Петрович — собрал Первое ополчение, целью которого стало освобождение столицы из-под власти интервентов. И в конечном итоге, народное ополчение смело захватчиков, но сам Прокопий задолго до победы был предательски убит. Среди причин гибели народного героя — раздоры, возникавшие между земским ополчением и казаками, которыми воспользоваться начальник польского гарнизона в Москве. Для устранения Ляпунова один из московских дьяков, служивших полякам, изготовил фальшивую грамоту. Сфабрикованный документ был передан в казацкий лагерь и позволил обвинить Ляпунова в измене. Гибель Прокопия Ляпунова привела к распаду Первого ополчения, и отряды освободителей отошли от Москвы.
Много лет спустя Владимир, сын Прокопия, в честь отца построил в Исадах храм Воскресения Христова. Строительство завершил внук — Лука Владимирович. На серебряном напрестольном алтарном кресте сохранилась надпись, что 20 мая 1636 года «сей животворящей крест Господень приложил ... Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит».
С 1656 года, после церковной реформы патриарха Никона, начались гонения на старообрядцев. Раскол проник и в пределы Старорязанской Луки. Община староверов в Исадах стала хоронить умерших отдельно от «никониан» — на погосте в местечке Шатрище (топоним Шатрище относится к одному из концов села Исады). В 1672 году Воскресенский храм подвергся перестройке, была возведена трапезная на первом этаже, появился верхний этаж с папертью, была сооружена колокольня. Строительством руководил Лука Владимирович, который позднее, в 1678 году, «пожертвовал храму золотой крест с мощами, серебряные сосуды с позолотой, два Евангелия в дорогих окладах, иконы Иоанна Предтечи и Пресвятой Троицы. Его супруга Пелагея Константиновна дарила «воздухи», богато расшитые золотом и серебром по шёлковой материи».
Исады и окрестные поселения были местом, где легко уживались православные — те, что крестились тремя перстами, и старообрядцы, коим хватало двух. Так, по статистике, всё население прихода насчитывало 1310 мужчин и 1406 женщин, в том числе старообрядцев мужского пола 143, женского пола 157. По данным священника Иоанна Добролюбова, составившего фундаментальный сводный труд по церквям и монастырям Рязанской губернии, большая часть старообрядцев принимала «австрийское» (белокриницкое) священство.
Церковь Воскресения Христова в Исадах была закрыта в конце 1939 года. Через год власти добили храм — вынесли решение разместить в нём колхозный склад, где хранили зерно и химические удобрения. В 1989 году храм был вновь открыт для богослужений. Однако появилась новая проблема, решение которой потребовало знания инженерной геологии и средств.
Дело в том, что строительство в придолинной полосе междуречья на протяжении от устья реки Прони до села Исады всегда было потенциально опасным. Водоупор глин эпохи развитых динозавров всегда ждёт богатого на осадки года. Особенно опасна многоснежная зима: дружное таяние снега весной приводит к фатальной запитке грунта водой и слои, лежащие поверх глин, начинают скольжение по склону — таков механизм развития оползня. А его проявления особенно опасны на краях обрывов. Непостоянство склонов, опасность обрушения их в любой момент создали особый тип застройки в окрестных сёлах и деревнях. Между бровкой крутого склона долины и первым рядом домов в селе всегда оставляли незастроенную полосу шириной до ста метров. Увидеть подобное сегодня можно и в Исадах, и Фатьяновке. К слову, в 1961 году Белый дом барской усадьбы в Исадах, где какое-то время располагался родильный дом, был разобран именно под предлогом того, что стоял близко к обрыву. Однако, в целом, в течение почти всего ХХ века склоны оставались стабильными, и население активно использовало под пашню придолинную полосу земли.
Ситуация изменилась в конце девяностых годов ХХ века. Количество осадков в регионе поднялось с 550 до 700 миллиметров в год, что вызвало подъём уровня грунтовых вод. Тогда сельчане, кстати, обнаружили, что в колодцах стало больше воды. В 1999 году начались первые обрушения на склонах у Старой Рязани, в 2003 году пострадало несколько усадеб в селе Троица. В Исадах первые подвижки начались 14 мая 2006 года, когда обрушился край междуречного плато в непосредственной близости от храма. К основанию склона двинулся оползневой блок шириной почти 13 метров, обнажилась стенка отрыва высотой два метра. Дальнейшее смещение грунта выявило действительные размеры оползневого массива: его протяженность составила 250 метров. Стенка отрыва приблизилась к храму на расстояние всего в шесть метров. При этом были частично уничтожены земельные владения на четырёх усадьбах. Уже в первые месяцы на стенах алтарной части храма появились трещины. Памятник архитектуры XVII века федерального значения оказался под угрозой полного разрушения. В этой связи на уровне правительства региона ситуация была признана чрезвычайной.
К августу 2007 года с восточной стороны церкви оформилась отвесная стенка оползня. Дорога, ведущая к храму, после очередной подсыпки неоднократно обрушалась. По проекту, склон подлежал укреплению, предлагалось дренирование подземных вод и устройство поверхностного водоотвода по каналам бетонных лотков. В сентябре 2009 года работы, стоимостью 64 миллиона рублей, были завершены. В настоящее время оползневые процессы на данном участке не проявляются, склон стабилен. Соотвественно, храм удалось спасти.
Загадка оползня в Исадах, чуть было не уничтожившего храм, ставит вопрос перед архитектором XVII века. Почему опасность обрушения склона не показалась зодчим времён первых Романовых заслуживающей внимания? Ответ содержит карта из атласа Менде 1850 года. Её сравнение с современной вскрывает общие предпосылки обрушения склона. Ещё полтора века назад Ока податливо выписывала крутую петлю, обходя Исады стороной. Коллективными усилиями жители села, используя болотистое понижение, прокопали траншею, и в очередное половодье Ока устремилась по новому, короткому руслу. Теперь она проходила в непосредственной близости от Исад. Сократился путь перевозки грузов, пристани стали ближе к селу. О том, что храм может оказаться на краю гибели в начале ХХ века, никто и не подумал. А Ока продолжает петлять. Островной массив поймы, отрезанный двумя рукавами Оки в окрестностях Исад, известен как Облачинская дюна, или, в народе, Облачинка. Обширные массивы русловых песков на острове после окончания половодья высыхают и подвергаются эоловым процессам. Потоки ветра формируют причудливый дюнный рельеф, создавая иллюзию ландшафтов пустынь Средней Азии. Здесь, на пролёте, останавливаются водоплавающие птицы, в том числе, гуси, что привлекает любителей охоты.
Проехать в Исады можно двумя путями. Первый, по трассе М5 «Урал» Москва — Челябинск, миновав Кирицы и Сушки, не пропустив левый поворот на Разбердеево. Отсюда дорога одна — прямо. Проехав Разбердеево, через 6 километров покажутся валы Старой Рязани с одинокой постройкой на холме — это руины усадьбы Стерлиговых. Трасса ворвётся в село Фатьяновка и затем, выписывая длинную правую дугу, минуя Кутуково, упрётся в Исады. О поворотах можно не думать, если сесть в автобус на автовокзале «Приокский».
Второй путь с приключениями: необходимо добраться до Спасска, далее до паромной переправы через Оку. Приключения закончатся, если понтонного моста не будет (его убирают в холодное время). В случае удачной переправы асфальт пересечёт городище Старая Рязань, за валами которого на Т-образном перекрёстке нужно повернуть налево. Впереди покажется усадьба Стерлиговых, Кутуково и затем Исады.