Согревающий холодок классицизма
В музее-заповеднике новая выставка. Есть древние и редкие экспонаты
Хотите увидеть старинную пелику (округлый расписной сосуд) 4 века до нашей эры? Древний экспонат с традиционной античной росписью стал частью новой выставки музея-заповедника, посвященной классицизму.
В зале с новой экспозицией с портретов смотрят благородные лица, возле инкрустированных столиков с изящными безделушками, уютно разместились массивные бархатные кресла. Иллюзию обстановки богатой усадьбы дополняют ширмы из дорогого дерева, тумбы с затейливыми подсвечниками в виде древнегреческих богинь. Жемчужиной выставки по праву стала древняя пелика – сосуд для масла, созданная в Италии, в мастерской Коннакиса во второй половине 4 века до нашей эры. В свое время она была передана в музей из усадьбы Мусиных-Пушкиных. На выставке физически ощущаешь размеренность жизни в прекрасную эпоху.
— Если у вас создается такое впечатление, значит, наша задумка удалась. Живописные интерьеры на выставке превращаются в реальный уголок комнаты, обставленной предметами быта из усадеб. На столе Мусиных-Пушкиных экзотическая статуэтка носорога, масляная курильница и диковинные кабинетные вещицы – бульотка, пресс-папье, миракль, в котором можно было рассматривать живописные картинки. Дополняет атмосферу рукоделие обитательниц усадеб – вышитые бисером кошельки, подстаканники, иконки, — рассказывает куратор выставки, кандидат искусствоведения Ирина Хохлова. Вместе с коллегой, исследователем керамики, фарфора и стекла Натальей Коноваловой, они хотели показать суть классицизма, для которого характерны культ триумфа и героизма, погрузив посетителей выставки в быт дворянства. Здесь представлено более 150 произведений 17 – 19 веков – шедевры живописи, графики, иконописи, фарфора и стекла из усадеб Михалковых, Мусиных-Пушкиных, Лихачевых.
Изящество и умиротворение – так можно описать ощущение от выставки. Глядя на экспонаты, глаз отдыхает. Особенно, на картины. На полотне Федора Матвеева «Водопад» природа и человек находятся в гармонии. Здесь нет противоречий, страстей, конфликтов, ничего, что резало бы взгляд. Это живопись для созерцания и медитации.
На такой же лад настраивает и другой шедевр музея-заповедника – копия с оригинала Яна Викторса «Исцеление слепого Товита». Она хранится в запасниках и выставляется впервые.
Торжество тонкого вкуса, гармонии прослеживается в тончайших узорах на фарфоре и в изящных линиях керамических статуэток. Здесь нет буйства цвета, нелогичностей, резких линий – всего того, что будоражит ум и заставляет напрягать мозг, кажется, все в балансе, совершенстве, от которого немного веет холодком. Классицизм – это сдержанность и элегантность, бурные проявления эмоций для него не характерны. — Стиль классицизм, по словам Бердяева, создает лишь «иллюзию совершенства». Но как манит к себе эта иллюзия!, — говорит Ирина Хохлова.
Классицизм пытается приблизить человека к совершенству. Даже горе здесь выглядит возвышенно. Сюжет картины Ивана Лучанинова «Благословение ополченца» напоминает римский рельеф. Семья отправляет молодого крестьянина на войну, при этом от картины не веет трагедией, наоборот, она словно призвана поддержать боевой дух людей, которые идут воевать.
Классицизм близок Рыбинску. Этот стиль прослеживается в архитектуре старого центра.
Подтверждают это и архивные документы из музея. Например, старые строительные чертежи.
— Судя по чертежам, Рыбинск первой половины 19 века был городом воплощенных архитектурных проектов молодого Карла Росси, своего рода его творческой лабораторией и наброском архитектурных шедевров великого зодчего. Здесь проектировали и другие классицисты: Мельников, Петров, Паньков, Шарлемань. Город окружал венец усадеб с портиками и колоннадами, каменными львами, с ротондами, органично существовавшими в стихии природы. Ныне сохранились старая биржа и собор – отголоски величавого торжества классицизма, — рассказала Ирина Хохлова. Если хотите почувствовать очарование классицизма и проникнуться иллюзией совершенства, то обязательно загляните на новую выставку.