От Раммштайна до Рахманинова
Преподаватель фортепиано из Рыбинска Александр Герасев: о драйве на сцене, мужчинах в профессии и Глории Гейнор
Счастливы те, чье хобби перерастает в дело всей жизни, чье увлечение детства становится профессией. Среди таких – Александр Герасев, 28-летний преподаватель фортепиано, работающий сразу в двух музыкальных школах Рыбинска – первой и седьмой. В октябре его признали лучшим молодым музыкальным педагогом региона и наградили премией «Признание».
— Музыка – волшебство, которое на миг делает нас лучше. Это универсальный язык, понятный всем людям мира, он не требует перевода, затрагивает самые сокровенные струны души. Я учу детей понимать музыку, осваивать ее содержание, — говорит Александр Герасев.
Многих интересует, с чего начать погружение в музыкальный мир классики? Педагог советует обратить внимание на попсу в классической обработке:
— В детстве меня поразило фортепианное переложение песни I Will Survive Глории Гейнор. Насколько инструментальный вариант обогащает популярные мелодии! Сегодня даже песни Rammstein сыграли на фортепиано. Так что приучить ухо к классическому звучанию могут поклонники любых жанров. Через радость узнавания легче входить в непростой мир классики. Сам Герасев – страстный поклонник Рахманинова, называет его самым русским композитором: «Это глубокая сложная музыка, полная духовности, напоминает мне церковные песнопения. Она считается трудной для исполнения, но я люблю его играть». Александр не только преподает, но еще и с удовольствием исполняет музыку.
На самом деле не все преподаватели остаются исполнителями. Многие опытные педагоги мастерски владеют методикой, и поэтому прекрасно учат.
— Но педагог-исполнитель – отличный пример для учеников, — убежден музыкант. — К тому же для меня выступление – доза адреналина, чистый драйв. Как сыграю – у меня столько энергии появляется, что всем ученикам ее передаю. Сцена поддерживает у музыканта уверенность в себе.
Преподает Александр семь лет, полтора из них в Рыбинске. День молодого педагога расписан очень плотно: подготовка к урокам, сами уроки. Плюс ежедневное музицирование, чтобы не потерять форму. Два часа в день старается уделить игре. Но признается, что этого мало – студентом консерватории он играл минимум по 4 часа в день. А пианисты, которые зарабатывают своим мастерством, упражняются по 6-8 часов.
— Но я сделал свой выбор. Чтобы гастролировать и выступать, требуются железные нервы. Ведь каждый выход на сцену – большой стресс для музыканта. Плюс они ведут кочевой образ жизни, расстаются надолго с семьей. Моя норма – раза четыре в год: на школьных концертах, в музее фортепиано у Алексея Ставицкого. На сегодня это все, что могу себе позволить. И я рад возможности выступать для рыбинцев, — поясняет преподаватель.
Еще причина, по которой Александр Герасев не сделал исполнительство профессией, — поздний старт. Сегодня детей отдают в музыкальную школу в пять-шесть лет. А он попал туда в 8 лет, хотя рос музыкальным ребенком, пел в детсаду и школе. Однажды его очаровали звуки скрипки, услышанные где-то по случаю.
— Я мечтал взять скрипку в руки, уговорил маму отвести меня в седьмую музшколу. Поначалу семья меня даже отговаривала — я был непоседой, ждали, пока подрасту. Хотя мама сама окончила музшколу, отец играл на гитаре, а дед был музыкантом, — вспоминает сегодня Герасев.
Страсть к скрипке вскоре сменилась любовью к фортепиано – Саша оценил полифонию инструмента, его полнозвучные аккорды, он зачарованно подбирал мелодии на пианино бабушки.
— Так клавишные стали предметом моих музыкальных устремлений. Два года я занимался по классу фортепиано у Ирины Никулушкиной, одного из лучших рыбинских преподавателей. Музшколу окончил по классу скрипки, но сейчас ее в руки не беру, — говорит Александр.
После школы перед подростком встал выбор: музыка или стандартная жизнь. Он говорит, что математика ему в школе давалась легко, и он поступил сразу и в ярославский политехнический университет, и в Собиновское училище. Месяц проучился с технарями. Но понял — совсем не его, выбрал музыку и ни дня не пожалел. Родную музыкальную школу № 7 Александр Герасев не оставлял, даже будучи студентом.
— Это мой второй дом без преувеличения. По выходным бежал сюда: и упражняться на рояле, и с педагогами посоветоваться. Кстати, в училище мне было легко на теории музыки, потому что в школе очень сильный педагог по сольфеджио – Наталья Голованова. И сейчас я рад вернуться в родные стены, — рассказывает музыкант.
После Собиновского он отучился в консерватории Нижнего Новгорода, получил три профессии: концертмейстер, артист ансамбля, преподаватель. Женился на девушке из Рыбинска, тоже связанной с музыкой, — она вокалистка. Недавно у Герасевых родилась дочь. После учебы они почти год прожили в Нижнем Новгороде, но поспешили вернуться в Рыбинск.
— В большом городе быстро устаешь – загазованность, пробки, шум. А здесь тихо, без суеты, провинция в хорошем смысле слова. Плюс в мегаполисе даже вдвоем нас не покидало чувство одиночества, оторванности от дома, от семьи. Здесь у нас есть поддержка родных, мы с ней намного сильнее. Наши семьи воцерковленные, мы с женой поем на клиросе в Сретенском храме, — говорит Герасев.
Рыбинские музшколы ощущают нехватку педагогов, тем более там практически нет молодых мужчин. И хотя рыбинца звали преподавать в ярославское Собиновское училище, он остался в Рыбинске. Говорит – рад принести пользу родному городу.
Мечта Александра Герасева – подольше сохранять искру в глазах, балансировать между исполнительством и преподаванием, служить для учеников проводником в волшебный мир музыки: «Она бесконечна, ее не переслушать, не переиграть. И эта мысль вдохновляет жить».