В бар — за «Трезвыми мыслями»
В Рыбинском театре зрителей угощали коктейлями из советской сатиры, гротеска, авангардных костюмов и популярной киношной музыки. РДТ представил новое прочтение Михаила Зощенко, и знакомый текст заиграл другими красками Комедию по рассказам Михаила Зощенко ставит волковец Сергей Карпов. А мы уже знаем, что он любит, когда на сцене много артистов и все они в движении, когда хореография и пластика становятся смысловым (и стилевым) стержнем постановки, и когда зрителю в зале смешно и одновременно грустно.
«Трезвые мысли» – спектакль современный и капельку ретро. «Ржачный» и лиричный. Гротесковый и стильный.
Он интересен своими пластическими решениями и танцами в постановке хореографа Елены Пугачевой и костюмами художника Натальи Ситухи. Она явно вдохновлялась идеями современницы Зощенко – конструктивистки Варвары Степановой, ее динамичными полосками и ромбами на платьях и шортах. Именно в таких, мечталось авангардистам 1920-х, человек будет смело шагать навстречу светлому будущему, где нет места мелочным козням, низким чувствам и мещанским драмам. Прошло сто лет. Приблизился ли человек к идеальному завтра? Режиссер берет полтора десятка сатирических рассказов Михаила Зощенко и включает их в актуальную повестку наших дней. Канва спектакля – это арт-программа бара «Трезвые мысли». Его артисты являют залу сценки, в основе которых – «истории наших посетителей», как говорит ведущая барной вечеринки, героиня Марии Сельчихиной. То есть вроде как наши с вами истории.
Получается такая матрешка: театр в театре, игра в игре. Актеры будто играют сами себя – отсюда и гротеск, и буффонада, слэпстик, и новые слои иронии в, казалось бы, давно знакомых сюжетах Зощенко. А миниатюры про любовь, деньги, коварство и неудачи – как зеркало перед залом, только кривое.
И чем ближе к финалу, тем крепче градус воздействия, тем тоньше грань этих вайбов: когда весело и когда уже не очень. Как в сцене с героиней Дарьи Кошелевой – вот едешь ты на велосипеде, вся такая восторженная, победившая вместе со своей страной трудности и беды, одним колесом уже в светлом будущем – и тут бац! – тебя грубо винтят, заламывают руки за какое-то малюсенькое нарушение. И все – голубой берет, а вместе с ним розовые очки слетают. Но ведь потом будут новые обороты колеса, новые надежды, новые горизонты и новые трезвые мысли. И человек, насмотревшийся в театральную лупу на свои изъяны, станет лучше, честнее, умнее, великодушнее? Или эксперимент «Трезвые мысли» не удался?