Самара Челышова
ДАТА. К 150-летию городского головы
В областном центре проходят юбилейные мероприятия
О челышовских доходных домах слышал, наверное, каждый самарец. С ходу обыватель вспомнит здания, что стоят на улицах Красноармейской и Фрунзе. Но их в разы больше, а интересных фактов, связанных с жизнью и работой Михаила Дмитриевича Челышова, не счесть. Теперь у самарцев появилась возможность расширить свои познания. Все благодаря тому, что в этом и следующем году администрация Самары проводит ряд мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения известного предпринимателя, благотворителя, борца за трезвость, депутата и человека, являвшегося самарским городским головой, депутатом Государственной думы. Муниципалитет организует Челышовские чтения, тематические занятия со школьниками, передвижные выставки и экскурсии. На одной из них побывали журналисты «СГ».
О или Е?
Первой точкой в нашем путешествии стал дом по улице Фрунзе, 49. Сейчас в нем расположен музей истории города имени Челышова. Краевед Евгений Бажанов перво-наперво устроил «лингвистический ликбез».
Встречается расхождение в написании фамилии нашего знаменитого земляка: Челышев или Челышов. Верный - второй вариант. В доказательство своей правоты наш экскурсовод продемонстрировал флюгер, который без малого сто лет назад был водружен на одном из доходных домов. На «ветренике» помимо даты 1895 год четко обозначено: «Челышов». В документах за подписью Михаила Дмитриевича также стоит именно этот вариант фамилии.
За качество отвечаю!
Через дорогу под номером 56 расположен еще один бывший доходный дом.
Когда-то здесь жила элита: инженеры, врачи, служащие банков. Сейчас это переселенческий фонд. Краевед отметил, что дома строили по проекту знаменитого архитектора Александра Щербачева, причем непосредственно к строительным работам приложил руку и сам Челышов.
Евгений Бажанов рассказал, как проверялось качество привезенных на стройку материалов.
- Например, подрядчик привозит партию окон. Одну из рам поднимали на самую высокую точку отстроенного здания, а потом скидывали на землю. Если окно рассыпалось или становилось шатким, то всю партию отвозили обратно, - поделился дореволюционным секретом Евгений Александрович. - Кирпичи подвергали основательной обработке.
Качество произведенной продукции подтверждали так называемые знаки качества -на них ставили печать завода, на котором они изготавливались. Их можно увидеть невооруженным глазом и сейчас.
Затем мы подошли к двухэтажному деревянному дому по соседству - Фрунзе, 51. В нем жил сам Михаил Дмитриевич. Как пояснил краевед, дом построен из беляны. Так назывались большие - до сотни метров в длину -речные суда из некрашеного, несмоленого дерева.
- Их делали только на один рейс. И уже в пункте назначения, когда груз - тоже дерево - был принят, разбирали на постройки. Как раз бревна и доски такой беляны пошли на дом Челышова, - рассказал Евгений Бажанов.
И московские Сандуны не чета
Также, по словам краеведа, Челышов строил не только доходные дома, промышленные предприятия и, как говорят сей-
час, объекты сферы обслуживания. Целый квартал на улицах Венцека и Фрунзе принадлежал ему. На этом участке, а именно там, где сейчас находится банк (Фрунзе, 70), стояла четырехэтажная баня.
- Знаменитые московские Сандуны не чета той постройке. Это была единственная в мире четырехэтажная баня со своей электростанцией, прачечной и даже лифтом. Стены бани были двойными, чтобы избежать появления грибка и разрушения. В ночное время между стен пускали горячий воздух - сушили промокшие за день внутренние перегородки, - перечисляет челышовские ноу-хау Евгений Александрович. - В советское время вентиляционные ходы закрыли, и здание начало быстро гнить. Я беседовал с горожанами, которые помнят, как взрывали баню. Дело было в конце 60-х и оказалось нелегкой операцией. Взорвут заряд, баня подпрыгнет и снова стоит. Люди говорят, что пришлось делать нескольких попыток, чтобы разрушить это здание.
Борьба с градусом
Михаил Дмитриевич входил в состав думской комиссии, занимавшейся проблемами алкоголизма. Одна из его книг была посвящена борьбе с пьянством. В ее основе - письма людей, в первую очередь - женщин, сетовавших на мужей, отцов, сыновей, одержимых «зеленым змием». Книга, кстати, не так давно была переиздана. Евгений Бажанов добавил, что у поборника трезвости Михаила Челышова был ярый противник - Альфред фон Вакано, знаменитый пивовар. Но их идеологическая борьба даже помогла Михаилу Дмитриевичу занять пост городского головы.
Челышов умер в сентябре 1915 от аппендицита с перитонитом. Он боялся, что самарских медиков подкупят политические противники, не дал себя оперировать, все ждал приезда профессора из Саратова. Но тот прибыл слишком поздно.
Похоронили Михаила Дмитриевича Челышова на территории Всесвятского кладбища, которое располагалось за железнодорожным вокзалом. Могила, к сожалению, не сохранилась.
- После его смерти состоялось экстренное заседание самарской городской думы, на которой было принято решение Саратовскую улицу переименовать в Челышовскую. Но его имя она носила всего два года и после революции была переименована во Фрунзе. Сейчас внук Михаила Дмитриевича, Михаил Кабатченко, совместно с общественниками борется за возвращение прежнего названия, - отмечает Евгений Бажанов.