В богатых регионах бюджетникам живется хуже
Работники бюджетного сектора более образованы, но зарабатывают, в среднем, на четверть меньше коллег из небюджетного. Причем, чем богаче регион, тем больше разрыв в уровне зарплат в пользу небюджетников. Такие данные представлены в исследовании младшего научного сотрудника Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анны Шаруниной «Где бюджетнику жить хорошо? Анализ межсекторных различий в оплате труда в регионах России».
С середины 90-х годов и до конца 2000-х средний российский бюджетник получал зарплату на 30–40% меньше, чем в среднем по экономике. Как отмечает Анна Шарунина, «никакие попытки повышения заработных плат работников бюджетного сектора до конца 2010 года не имели значимого воздействия на средние показатели». Лишь в 2011–2014 годах средние заработки бюджетников подросли больше, чем средние заработки работников небюджетного сектора – сказались «майские указы» президента. Тем не менее, труд работников бюджетного сектора оплачивается значимо ниже, чем их коллег из небюджетного. Кроме того, если в развитых странах, оплата труда работников общественного сектора сопоставима в разных регионах, то в России в обоих секторах зарплаты сильно «пляшут» от региона к региону, поскольку механизм зарплатообразования в бюджетном секторе во многом зависит от местной специфики.
Анализ бюджетного сектора показывает, что в нем преобладают женщины (77,1%), в то время как небюджетный сектор имеет примерно равный гендерный состав. Работники бюджетного и небюджетного секторов близки по возрасту, соответственно, 42 года и 45 лет. Бюджетники более образованны: в среднем 43% из них имеют высшее образование, тогда как среди небюджетников – диплом о высшем образовании есть лишь 27,3%.
Результаты исследования свидетельствуют о значимом межсекторном разрыве в российских регионах (за исключением части республик Северного Кавказа). Относительная недоплата работникам бюджетного сектора по сравнению с сопоставимыми работниками небюджетного составляла в среднем 24–27%. Также отмечена региональная вариация в межсекторных разрывах - в экономически «сильных» регионах бюджетникам живется относительно хуже. В регионах с максимальным ВРП на душу населения (Тюменская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Москва) зарплаты бюджетников больше всего отстают от зарплат небюджетного сектора. Напротив, в регионах с минимальным уровнем ВРП на душу – республики Тыва, Калмыкия, Ингушетия и Чечня – величина данного разрыва минимальна.
Таким образом, отмечает автор исследования, все действия по сокращению разрыва в зарплатах между секторами до 2011 года (МРОТ, повышения заработных плат бюджетникам) не привели к каким-либо существенным изменениям в динамике и вариации разрыва в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов. При прочих равных в 2013 году разрыв сократился по сравнению с 2005-м, однако это сокращение порядка 5 процентных пунктов, что не является экономически значимым в масштабе общего разрыва в 25%.