Превращается в пустыню. В Самарской области пересыхают реки
Позади очередное засушливое лето, подтвердившее тенденцию изменения климата. Однако свой вклад в идущие в природе процессы вносит и человек.
Судя по тому, что в перспективный план территориального планирования муниципального района Елховский Самарской области составители включили и задачу по обеспечению устойчивого развития территории, термин «экология» им известен. Проблеме охраны окружающей среды в документе посвящено несколько страниц. Здесь и реабилитация долин малых рек, и залесение, и рекультивация почв, и развитие щадящей природу отрасли рыбоводства и рыболовства. Всё это - про урочище Огибное озеро.
Но есть «небольшая» проблемка - экологи уверяют: в урочище, в пойме той самой «малой» реки - Кондурчи - между посёлками Горностаевка и Тушкум рыбы, а также зверей и птиц в ближайшем будущем не будет. Если популяция местной живности и восстановится, то произойдёт это не через один десяток лет.
Причина, по мнению экологов, - в «умелой» хозяйственной деятельности одного человека. Предприниматель Александр Родионов развернулся мощно: осушил болота, вырыл протяжённые канавы, выжег всю окрестную растительность. В урочище исчез редкий в Поволжье красный карась. Перестали гнездиться утки. Охотники не могут разыскать зверей, раньше водившихся здесь в изобилии, - из поймы реки ушли лоси, лисы, волки, ондатры, бобры. Игорь Евланов, д.б.н., специалист Института экологии Волжского бассейна РАН, с болью констатирует: «Пойма реки Кондурчи уничтожена».
Рапа пошла
Сегодня трудно представить, что река Самара когда-то была судоходной практически на всём своём протяжении. Теперь в некоторых местах её практически нет - сплошные песчаные перекаты. Кто из земляков знает речку Подстёпновку? А Бурачку? Или Байтуган? По словам Татьяны Зинченко, д.б.н., заведующей лабораторией экологии малых рек, за последние 40 лет в Самарской области прекратили существование около 50 рек.
- В условиях зарегулирования стока произошла трансформация водного режима. При интенсивном антропогенном воздействии меняется типология рек, - говорит Зинченко. - Так, например, в бассейне только одной реки Чапаевки 7 капитальных водохранилищ и около 20 прудов, выполненных по проектам. А сколько запруд устроено самовольно?
О проблеме рек региона экологи говорят уже лет пятнадцать. С целью привлечения внимания к этой важной теме Самарская Зелёная лига провела масштабное исследование. Оказалось, более полусотни водоёмов постепенно перестают быть источником питьевой воды и местом культурного отдыха, превращаясь в болота, сточные канавы и точки складирования промышленных отходов.
- Только от разливов нефти зона экологического бедствия в нашей области исчисляется сотнями квадратных километров, - говорит Маргарита Трофимова, координатор экологической инспекции лиги. - Четыре года назад произошла крупная катастрофа на речке Елшанке - прорвалась труба нефтепровода. В реке погибла вся рыба, раки, выпучив глаза, лезли на берег - их там мешками местные жители собирали. Речка до сих пор не восстановилась. А весной этого года нам позвонили жители Нефтегорска, сообщили, что по реке Ветлянке течёт смесь, содержащаяся в нефтяных скважинах, - рапа. Тонны этого раствора ушли в Ветлянское водохранилище.
На воде пасутся ко...
На реках следы деятельности Homo sapiens - повсюду. И, как говорят экологи, если бы не общественность, все наши водоёмы давно превратились бы в канализационные стоки. Общественность Красноярского района забила тревогу, когда начала мелеть речка Раковочка. Оказалось, житель Самары Феликс Манвелян начал строительство фермерского хозяйства на берегу маленькой речушки. При строительстве домов Манвелян вырубил прибрежную лесную полосу. А для водоснабжения своей усадьбы возвёл плотину. Она нарушила гидрологический режим реки так, что жители села Раковка лишились воды для полива своих приусадебных участков.
- Красноярский районный суд ещё два года назад обязал Манвеляна привести берег и русло реки в первоначальный вид, - рассказала Маргарита Трофимова. - Но до сих пор решение суда не выполнено.
Обитатели дачного массива в Студёном овраге в Самаре так же выиграли все суды против другого активного разрушителя окружающей среды - Александра Катина. Но ему всё нипочём: платит периодически наведывающимся к нему судебным приставам штрафы и продолжает активную деятельность по уничтожению волжского берега.
Почему нарушителей, разрушающих водоохранные зоны, сбрасывающих канализационные и промышленные стоки в реки, редко наказывают? То статьи «подходящей» не нашлось, то ведомственная подчинённость другая, то возможности не представилось. Свинокомплекс «Юбилейный» в Кинельском районе, на протяжении нескольких лет сбрасывающий канализационные стоки в речку Падовку, например, отделывается небольшими штрафами. А экологический инспектор Елховской администраци Наталья Решетова лишь слегка журит фермера Родионова и рекомендует ему «не допускать впредь действий, могущих привести к ухудшению качественных характеристик арендуемого земельного участка».
«С точки зрения законодательства всё разграничено, - заявил «АиФ-Самара» Денис Шилов, и.о. руководителя отдела водоохранной деятельности министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. - За минлесхозом остались функции по надзору за особо охраняемыми природными территориями, состоянием животного мира и недрами. С 2011 г. полномочия по надзору за охраной водных объектов передали муниципалитетам. А если у кого-то есть мнение, что администрация недорабатывает, надзор ведёт природоохранная прокуратура. Министерство в рамках своих полномочий в случае нарушения водоохранного законодательства ничего предпринять не может».
Пока природоохранные ведомства, одно перечисление которых займёт страницу, решают вопрос о полномочиях, жизнь из малых речек уходит не каплями - тысячами кубометров воды. А власти прямо этому способствуют. На днях стало известно, что в посёлке Сызранская Лука, расположенном на берегу речки Сызранки, теперь можно строить дома и коттеджи - депутаты Городской думы Сызрани изменили статус этого района. Теперь это зона строительства вместо зоны сельскохозяйственного назначения. А на заливных Фёдоровских лугах в Ставропольском районе, где нерестится волжская рыба, с попустительства местной власти уже начали возведение коттеджей...