Любовь к электричеству
Сквозь годы. За каждой фамилией - удивительные судьбы
Кое-что из жизни купцов Ромашевых и не только
У всякой истории есть свое начало. Та, которую хочу рассказать я сейчас, связана с посещением Торгово-промышленной палаты Самарской области. Шла речь об издании рукописи моей книги «Волжские страницы самарской истории». Полагал, что в Палате хорошо знают деловых людей, способных помочь. Вице-президент Юрий Иванович Тихонов назвал несколько фамилий, но предупредил, что за положительный исход обращения к ним ручаться не может.
В разговоре упомянул, кстати, что знает человека, дед или прадед которого был капитаном - Ромашев Павел Николаевич. Фамилия эта мне как краеведу была знакома. Купцы Ромашевы принимали активное участие в работе городской Думы Самары, биржевого комитета. До той поры никого из представителей самарского купечества в нашем городе не удавалось найти. А тут такое везение. Естественно, попросил телефон, чтобы связаться.
Продали пароход, купили мельницу
Семейная легенда гласит, что Ромашевы имели пароход, продали его и купили в Самаре мельницу. Возможно, так оно и было. Историк волжского флота И. А. Шубин свидетельствует, что в 1860 году у нижегородского купеческого сына Александра Ромашева был пароход «Нижегородец». В трудах К. П. Головина имеются сведения, что в 1887 году нижегородский купец Ефим Васильевич Ромашев купил мельницу Винника на Николаевской улице. Но в посемейных списках самарских купцов на 1874 год называются его сыновья Иван Ефимович и Степан Ефимович. Следовательно, они обосновались в нашем городе значительно раньше. Однако именно с приобретения мельницы фамилия Ромашевых начинает часто упоминаться в различных архивных документах. Объект весьма солидный. Пятиэтажная паровая мельница была построена купцом А.И. Винником всего три года назад и обошлась Ефиму Васильевичу в 74 тысячи рублей. В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» за 1914 год говорится, что на мельнице занято 90 рабочих, она может переработать 1600000 пудов пшеницы в год. Об отношении владельцев к своим рабочим говорит информация, опубликованная 20 октября 1889 года «Самарской газетой». Та сообщила, что общество «Россия» ввело страхование от несчастных случаев. И самарские фирмы Журавлевых, Рома-шевых, Башкировых уже застраховали своих рабочих на довольно крупную сумму. Газета выражала надежду, что добрый пример найдет своих последователей.
С 1893 года мельница находилась в общем владении его сыновей: Ивана, Степана, Александра и Константина. Вскоре вместе с матерью они основали Торговый дом «Надежда Ромашева с сыновьями».
По документам 1910 года ТД значится как «Ромашевых и К». Главная его контора находилась на углу улиц Николаевской и Симбирской, продажа муки велась в собственных лавках на углах улиц Николаевской и Заводской, Панской и Самарской, Николаевской и Александровской. Имелось также отделение торгового дома в Нижнем Новгороде.
В 1913 году по разделу имущества со всеми постройками и землей мельница досталась Владимиру Ивановичу Ромашеву, который тут же продал ее без оборудования владельцу Жигулевского пивоваренного завода Альфреду фон Вакано за 56 тысяч рублей.
Может быть, это не столь важно, но чисто человеческое любопытство побуждало узнать, где жили столь известные в городе люди. Ответ нашелся в справочнике «Вся Самара» за 1900 год. Ромашевым принадлежали дома на Николаевской, 207 (оценен в одну тысячу рублей), 250 (оценен в 50 тысяч рублей), имелся дом и на Александровской, 12. В одной из интернет-публикаций упоминались еще два адреса. В каком-то из домов был биоскоп (кинотеатр) Ромашевых. Правда, несколько лет назад ведущий специалист Государственного архива Самарской области А. А. Буданова опубликовала в сборнике «Краеведческие записки» обстоятельную статью «Развитие кинематографии в Самарской губернии за 1898-1917 годы», в которой биоскоп Ромашевых не упоминается.
На ниве просвещения
Откровенно говоря, меня не очень интересовало, как купцы зарабатывали деньги. Хотелось знать, на что тратили, какую роль играли в общественной жизни Самары. В том числе Ромашевы.
Весной 1908 года началась активная деятельность «Самарского общества народных университетов». Его организаторы и активисты стали пропагандистами просвещения самых широких слоев населения. Лекции по литературе, истории, искусству, праву и многим другим наукам прослушали в Пушкинском народном доме несколько тысяч горожан.
Общество взяло на себя заботу о детях Самары. Ему удалось организовать три детских сада, дачи для которых предоставили купцы А.Ф. Вакано, А.А. Субботин. Своего помещения общество не имело, и была задумка построить собственное здание - Дом просвещения. Идею поддержали многие известные горожане - С.Е. Пермяков, П.И. Шихобалов, К.П. Головкин, в их числе значился и Владимир Иванович Ромашев.
В делах городских
Изучая журналы городской Думы, невольно обращаешь внимание вот на что. В ней работали несколько Ромашевых: Иван Ефимович, Степан Ефимович, Александр Ефимович, Владимир Иванович, Александр Степанович. Следует заметить, что труд гласных не оплачивался, это была их общественная обязанность, добровольно на себя принимаемая.
Более того, доверие надо было получить от горожан на выборах, в интересах которых они и работали. Примеров того, как Ромашевы радели о благе города, предостаточно.
(Продолжение следует)