Жилищный вопрос в сиротском положении
ПОИСК РЕШЕНИЙ. Как ликвидировать «спецочередь»
К обсуждению острой темы пригласили власти всех уровней, надзирательные органы, общественников
В Самарской области в сводном списке на получение жилья стоит 4001 ребенок-сирота. В это число входят и дети, оставшиеся без попечения родителей. Судьба оставила их без родительского тепла и без крова. По закону заботу о таких детях берет на себя государство. Что на этом пути получается и что - пробуксовывает? На этот вопрос искали ответ участники расширенного заседания общественного и экспертного советов по вопросам прав и свобод человека при уполномоченном по правам человека в Самарской области.
Масштабы проблемы
Итак, в сводном списке значится 4001 сирота, подлежащий обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда. Из них на 1 июля текущего года уже возникло, но не реализовано право на обеспечение жилым помещением у 2276 молодых людей. 569 из них - самарцы (один в возрасте до 18 лет, 427 в возрасте от 18 до 23 лет, 141 в возрасте старше 23 лет).
До 2013 года сироты получали социальную выплату и приобретали себе жилье. Но при такой схеме по стране участились случаи обмана юных граждан, не искушенных в столь щекотливых делах. С 1 января 2013 года жилье сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно предоставляться из специализированного жилого фонда муниципалитетов. Но с подходящим спецфондом проблемы, потому пошел резкий рост числа очередников. Своего угла сироты ждут уже годами, напряженность нарастает, суды рассматривают одну за другой жалобы юных истцов, судебные приставы требуют от муниципалитетов исполнения судебных решений, при этом понимая, что такого количества требуемых квартир на местах сейчас не найти.
- К нам в аппарат уполномоченного поступило уже 34 обращения от сирот старше 18 лет, не имеющих крыши над головой, - говорит уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова. - Истории похожи одна на другую: окончил техникум, из общежития выселили, скитаюсь по знакомым и по вокзалам. При этом в 2015 году из областного и федерального бюджетов на обеспечение сирот жильем выделены 519 млн рублей, что позволит обеспечить квартирами 635 человек. Но это - менее трети тех, кто по закону уже имеет право на специализированное жилое помещение.
Поможет государственно-частное партнерство?
Сразу на всех в бюджете денег не хватает. Только по вынесенным, но пока не исполненным 864 решениям суда регион должен изыскать на «сиротские» квадратные метры миллиард рублей! К тому же к «сиротским» квартирам есть свои требования. Они должны быть не меньше 33 кв. метров, закон требует исполнения и ряда других санитарно-технических условий, а такого свободного специализированного жилья у муниципалитетов мало.
Общественный и экспертный советы по вопросам прав и свобод человека пытаются искать пути решения проблемы на фоне нехватки бюджетных средств. Первое: нужна еще более действенная профилактика сиротства, чтобы родители не доводили ситуацию в семье до полного развала и лишения их родительских прав. Второе: обратиться к правительству области, депутатам Самарской губернской Думы с предложением изыскать дополнительное финансирование. Третье: мог бы сказать свое слово социально ответственный бизнес и вложиться в поддержку сирот. Так, на заседании выступил основатель строительной ГК «Амонд», почетный строитель России Ростислав Хугаев:
- Уважающий себя застройщик вполне может выделять 3% из построенных объемов жилья на спецфонд для сирот. А если в регионе упростят, наконец, процедуру выдачи разрешений на строительство жилья и тем самым снимут с нас настоящую головную боль, так мы еще прибавим процент в пользу сирот.
Поступило предложение изучить опыт Республики Беларусь и нескольких соседних регионов, где закрепилась практика, когда подрядчики строят квартиры социально незащищенным категориям граждан по установленному властями ценовому «потолку».
- В общем, наше обсуждение показало, что пути есть. Давайте на всех этапах включать инициативу, сердце, душу, - подвела итог Ольга Гальцова.
Участники расширенного заседания проголосовали за список решений (он направляется по инстанциям, начиная с правительства области) и поддержали такую инициативу: каждый член общественного совета возьмет шефство над сиротой, помогая ему по жизни и словом, и делом.
КОММЕНТАРИИ:
Денис Шильников,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ:
• Очередь на жилье немаленькая, да плюс к этому появилась еще одна проблема. Молодые люди стали лучше разбираться в законодательстве и подают иски по поводу невыделения им квартир. Суды принимают их сторону, и с таким судебным решением молодого человека ставят в очереди на первые места, тем самым отодвигая других таких же сирот, которые в суды не обращались. Да, есть решения судов, но они не подкреплены финансированием. Мы все это понимаем, но наши должностные обязанности - следить за исполнением судебных решений. Вот и идем по кругу: «отбираем» у муниципалитетов, которые не исполняют в срок решения суда о предоставлении сиротам жилья, административные штрафы и исполнительские сборы, а жилья-то детям от этого все равно не прибавится, если его не построено в достаточном количестве.
Светлана Найденова,
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СЕМЬИ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. САМАРА:
* Пока ситуация такова: сколько денег нам дают на обеспечение сирот жильем, стольких и обеспечиваем. И судебные иски не очень-то помогают. В Совете Федерации недавно как раз рассматривалась эта тема, и там поступило такое предложение. Если ребенок уже находится в списках на получение жилья, ему нецелесообразно обращаться в судебные инстанции. Если по какой-то причине в постановке в очередь отказывают - тогда есть смысл искать правду через суд. У нас в Самаре сейчас образовалось два района компактного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - для них был построен специальный жилой фонд в Крутых Ключах и на улице Демократической. Там поселились 199 человек. Мы их учим как платить за квартиру, как налаживать контакт с газовиками... Нам пришлось организовать два отделения по работе с этими молодыми жильцами. Когда ребята покупали себе жилье по прежней схеме, на социальные выплаты, они адаптировались гораздо быстрее, потому что селились не компактными группами, а в обычных домах среди людей самых разных возрастов. И с очередностью тогда мы готовы были справиться, у нас в списках до 2013 года оставалось только 130 детей. Мы уже выступали - и сейчас выступаем - с предложением, чтобы сироты могли приобретать себе жилье на социальные выплаты, но на любые действия с этими квартирами был бы наложен мораторий на пять лет для исключения мошеннических схем.