Самарская «Жизнь и судьба»
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ. События, уже ставшие историей
В ЦРК «Художественный» состоялся творческий вечер участников съемок фильма по роману Василия Гроссмана
В 2011 году в Самаре прошли съемки многосерийного фильма по роману Гроссмана «Жизнь и судьба». Съемочная группа во главе с режиссером Сергеем Урсуляком на несколько недель практически парализовала работу города. Кажется, все население поделилось на тех, кто снимался в массовке, и тех, кто наблюдал за процессом со стороны. Холодные, заснеженные мартовские улицы Самары стали натурой не только для военного Куйбышева, но и для Казани и Саратова.
Зрители, заполнившие большой зал «Художественного», увидели кадры из фильма «Жизнь и судьба» с участием как столичных актеров (Сергей Маковецкий, Евгений Дятлов, Лика Нифонтова, Полина Агуреева, Анна Михалкова), так и самарских (Игорь Данюшин, Александр Амелин, Маргарита Шилова и др.). Гости вечера поделились воспоминаниями о процессе съемок и высказали свое отношение к войне и к ее отражению в романе Гроссмана.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Михаил Перепелкин,
ВЕДУЩИЙ ВЕЧЕРА, ФИЛОЛОГ, ИСТОРИК ЛИТЕРАТУРЫ, ПЕДАГОГ, ЖУРНАЛИСТ, КРАЕВЕД:
• С 1946 по 1959 год Василий Гроссман работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Первая часть была опубликована в журнале «Новый мир», вторая - отдана в редакцию журнала «Знамя». Однако в феврале 1961 года при обыске в доме Гроссмана КГБ конфисковал рукописи и черновики. Была изъята и копия романа, находившаяся для перепечатывания в «Новом мире». Главный редактор журнала «Знамя» отдал свой экземпляр сам. Пытаясь спасти роман, Гроссман писал Хрущеву: «Никита Сергеевич! Я прошу вас вернуть свободу моей книге. Я прошу, чтобы о моей рукописи спорили со мной редакторы, а не сотрудники комитета государственной безопасности. Нет смысла в нынешнем положении - моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме. Я не отрекался и не отрекаюсь от нее. Я по-прежнему считаю, что написал правду. Я писал ее, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге».
Гроссмана принял член политбюро Суслов, который огласил подготовленное референтами решение: о возврате рукописей не может быть и речи, роман будет напечатан в СССР не раньше чем через 200-300 лет.
Пережитое потрясение подточило его здоровье и ускорило кончину, которая последовала 14 сентября 1964 года.
Копия романа была сохранена и в середине 70-х при помощи Сахарова и Войновича вывезена на Запад. В 80-х книга была расшифрована с микрофильмов и опубликована в Швейцарии. В СССР роман впервые был опубликован с купюрами во время перестройки - в 1988 году.
Игорь Данюшин,
АКТЕР ТЕАТРА «САМАРТ»:
• Когда роман вышел, я его прочел за три дня. Когда получил предложение принять участие в съемках, достал роман и вновь 800 страниц проглотил за три дня. В романе у моего героя - соседа по коммуналке - четыре строчки. Спасибо сценаристам, которые развили его судьбу на несколько страниц.
Дом, где происходили съемки, -просто мечта для киношников. Потолок подпирала доска, и съемочную группу предупредили: «Только не коснитесь ее, а то все завалится». На кухню только поставили примусы и керосинки -по сути, она была уже готова.
Дмитрий Добряков,
АКТЕР ТЕАТРА «САМАРТ»:
• В фильме показаны обыкновенные человеческие отношения. Герои - точно такие же люди, как и мы, просто поставленные в другие ситуации: у них были свои сложности, свои радости, своя любовь. Не плохие, не хорошие, когда-то предают, когда-то совершают подвиги.
На съемках была потрясающая забота об актерах: заканчивается эпизод - сразу кто-то подходит и накрывает тебя чем-то теплым.
Специальный человек для этого есть. Отношение - будто ты Маковецкий. Сергей Урсуляк умеет создать хорошую атмосферу. Именно так и делаются хорошие фильмы.
Юрий Машкин,
ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ, АРТИСТ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. ГОРЬКОГО:
• Сергей Урсуляк - потрясающий режиссер. Батальные сцены сделаны шикарно: взрывы, танки, грузовики… Но как он был точен в деталях! Я в кадре мелькаю три секунды. Мне сказали - руки давайте. И гримом намазали, чтобы были грязные ногти. Их никто не увидит. Но важна атмосфера. Чтобы даже актер эпизода глубоко вживался в роль.