Forbes: Российские телезрители предпочитают Путина и Губку Боба
По мнению обозревателя Forbes Стюарта Андерсона, двумя неоспоримыми звездами российского телевидения являются Владимир Путин и главный герой американского мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны». К такому выводу он пришел после того, как в течение некоторого времени смотрел российские телеканалы в интернете и по телевизору, когда находился в России.
Безусловно, популярность Губки Боба в России удивит любого, кто знаком с телевидением времен СССР, пишет Стюарт Андерсон. Оно было унылым, на нем почти не было западных программ и, конечно, никакой рекламы западных товаров. По словам автора статьи, он помнит, как во время визита в бывший Советский Союз смотрел в гостях «посредственные западные фильмы на подпольных видеокассетах», но те дни давно в прошлом.
По современному российскому телевидению показывают многие популярные киноленты, дублированные на русский язык, вроде трилогии «Властелин колец», сообщает обозреватель. А реклама западной продукции, начиная от машин и заканчивая косметикой, наглядно демонстрирует, насколько сильно развилась рыночная экономика после развала СССР. Конечно, не каждый россиянин может позволить себе абсолютно любой рекламируемый товар, но многие все же могут, в противном случае компании просто не стали бы тратиться на рекламу. Кроме того, после распада Союза для россиян стало возможным свободно путешествовать в западные страны, хотя обвал рубля, случившийся два года назад, нарушил многие планы.
Впрочем, для нынешних специалистов по Кремлю гораздо более интересным представляется то, как российское телевидение освещает события, связанные с Владимиром Путиным, отмечает Стюарт Андерсон. Российскому лидеру уделяется такое внимание, какое американские СМИ никогда не уделяли президенту США. Например, за один выпуск новостей в течение 20 минут могут показывать встречу Владимира Путина с лидерами РПЦ. А в прошлом году российские телеведущие радовались, когда журнал Forbes назвал Путина самым влиятельным человеком в мире, а Обаму поместил только на третью строку рейтинга.
Британский публицист российского происхождения Петр Померанцев в своей книге «Ничто не правда и все возможно» пишет, что после прихода к власти в 2000 году первое, что сделал Путин, – это взял под контроль телевидение. Этот контроль еще больше усилился после теракта на Дубровке, который освещался весьма правдоподобно, но с тех пор на российском телевидении нет свободы, считает журналист.
Что касается развлекательных передач, то многие из них являются подражанием популярным западным шоу, говорится в статье Forbes. Например, различные певческие конкурсы, российская версия реалити-шоу «Большой брат» или более серьезная версия американского шоу «Судья Джуди». Но самым странным шоу на российском телевидении, по мнению Стюарта Андерсона, является аналог американского сериала «Папочка». В российской версии женщина утверждает, что она – дочь советского диктатора Иосифа Сталина, но в самом конце выясняется, что это не так.
Вместе с тем некоторые западные передачи на российском телевидении не приживаются, и это тоже с определенной стороны характеризует Россию, констатирует автор Forbes. Это, прежде всего, касается реалити-шоу вроде американского «Кандидата», в которых человеку приходится усердно трудиться, чтобы в итоге получить вознаграждение в виде чудесной новой жизни. В таких шоу побеждает выдающаяся личность, яркий экстраверт, но в России «подобный типаж оказывается в тюрьме или в изгнании», констатирует журналист.