Аксёнов потерял контроль над собой и командой
«Публичный политический руководитель в любых ситуациях обязан сохранять сдержанность. И эта ссылка на стилистические особенности политического стиля если и объясняет в какой-то степени поведение, то никак его не может оправдывать.
Кроме того, здесь мы имеем дело с повышенной реакцией на то, что было воспринято как вмешательство во внутриэлитные отношения в руководстве самого Крыма. Я думаю, что это тоже может быть возможной причиной публичной резкости со стороны Аксёнова».
Так член экспертного совета Московского института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин оценил резкие высказывания главы Крыма в адрес федеральных силовиков.
Сергей Аксёнов обвинил правоохранителей, которые ему не подчиняются, в незаконном задержании своего давнего знакомого Андрея Ростенко, который в 2014–2017 годах руководил администрацией Ялты — курортного города, где горстка земли на вес золота. Ростенко подозревается в превышении должностных полномочий при распоряжении участком площадью 26 соток, которыми должен был пользоваться санаторий «Алупка» Министерства внутренних дел России.
Аксёнов также пригрозил силовикам, посмевшим задержать его товарища — который, по данным издания «Лента.ру», входил в симферопольскую ОПГ «Греки», возбуждением уголовных дел против них.
Андрей Ростенко и Сергей Аксёнов
Этот свежайший случай вывел из себя самоуверенного главу Крыма, который лично — вопреки федеральному и местному законодательству — решает, кто из муниципальных служащих будет уволен; и он ради защиты Ростенко применил любимый украинскими политиками способ «заступничества»: прикрыть злоумышленника депутатским мандатом. Сергей Аксёнов заявил, что обратится к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации от Республики Крым, чтобы они «заслушали представителей правоохранительных органов».
На местах предпочитают взятки и злоупотребления
Впрочем, даже подконтрольные муниципалы оказываются вовсе не «под колпаком Мюллера» и позволяют себе немыслимые для правового государства вещи.
Бывшего главу администрации Красноперекопска Игоря Яцишина осудили за получение взятки и превышение должностных полномочий и приговорили к семи годам лишения свободы.
Экс-глава администрации Щёлкина Татьяна Ерманова осуждена за нецелевое расходование бюджетных денег и приговорена к штрафу в размере 300 тысяч рублей.
Глава отдела по вопросам физкультуры и спорта, делам молодёжи Феодосии Артём Ермуракий оштрафован за пьяную езду.
Бывший глава администрации Феодосии Дмитрий Щепетков осуждён за покушение на получение взятки в особо крупном размере и превышение должностных полномочий и приговорён к восьми годам тюрьмы.
Дмитрий Щепетков, Владимир Константинов и Сергей Аксёнов
Бывшего заместителя главы администрации Феодосии Макара Макарова осудили за посредничество во взяточничестве, ему дали 3,5 года лишения свободы.
Уже упоминавшийся глава администрации Ялты Андрей Ростенко незаконно отобрал 1,5 гектара у детского противотуберкулёзного санатория имени Боброва.
Экс-глава администрации Симферополя Геннадий Бахарев обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями.
Против замглавы администрации города Саки, замначальника Сакского отдела МВД и начальника отделения экономической безопасности и противодействия коррупции Сакского отдела МВД возбуждены уголовные дела — о получении взятки в крупном размере и посредничестве во взятке в крупном размере.
Следственный комитет расследует уголовное дело в отношении бывшего руководителя аппарата администрации Феодосии Григория Коросташовца — о злоупотреблении должностными полномочиями.
Экс-глава администрации Алушты обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями и халатности.
Бывший глава администрации Керчи осуждён за получение взятки в особо крупном размере и приговорён к восьми годам лишения свободы.
Все, кому доверял
Терять спокойствие Аксёнов начал, судя по всему, когда вокруг его ближайших соратников разразились громкие скандалы.
Например, широкой общественности стало известно о том, что депутат Госдумы от Крыма Андрей Козенко, которого ввели во власть с украинских времён, не отдавал незадекларированный долг — 140 тысяч долларов — крымчанину Юрию Шепетило, который был вынужден «выбивать» свои деньги из парламентария через суд. А ещё россияне узнали, что Козенко, облечённый народным доверием, оказался связан с захватом частной фирмы в Феодосии.
Фаворит Дмитрий Полонский, который с 2014 года сидел на двух стульях — зампреда правительства Крыма и министра внутренней политики, информации и связи Крыма (министерство от него освободили 23 мая 2018 года), затянул на своей репутации удавку тяжбы с крымским общественником Александром Талиповым, от которого через суд требуют признать, что Полонский — не агент СБУ.
След в след за Дмитрием Полонским пошёл его заместитель Максим Балацкий, который не только может быть лишён российского гражданства как незаконно полученного, но и профессионально интересует Федеральную службу безопасности. Балацкий в Центральном райсуде Симферополя судится с крымским общественником Александром Талиповым и интернет-изданием «Аргументы недели — Крым» из-за сообщения на сайте Facebook. От них высокопоставленный чиновник требует удалить распространённую информацию, которую Максим Балацкий считает недостоверной, и опубликовать соответствующее опровержение.
Эти метания Полонского и Балацкого уже вызвали ропот в парламенте Крыма. Депутат Юрий Юрьев заявил, что работа министерства внутренней политики, информации и связи Крыма оставляет «желать лучшего»; по его мнению, «всю работу можно назвать бессистемной вознёй».
И это при том, что с кадрами в правительстве Крыма — большая проблема: в 2014–2018 годах ушли со своих постов «по собственному желанию», по требованию Аксёнова или в связи с возбуждением уголовных дел 65 высокопоставленных управленцев — вице-премьер-министры, министры, руководители госкомитетов, инспекций и служб. Жонглирование кадрами приводит, например, к срыву осуществления в Республике Крым Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крымского полуострова до 2020 года — как получилось с отсрочкой запуска ТЭС в Симферополе и Севастополе.
Зато родственники самого Аксёнова (отец — депутат республиканского парламента, свояченица — глава комитета парламента Крыма, тёща — член Общественной палаты Крыма) и бизнес-партнёры его семьи сохраняют неприкосновенность.
Полагая, что эта привилегия распространяется и на других, уверенно себя чувствуют и ВИП-подчинённые главы Крыма: оказалось, что у вице-премьера РК Виталия Нахлупина есть интересы в крымских фирмах, а на его фамилию на Украине записан ряд коммерческих структур.
Подобная самонадеянность уже сыграла злую роль в судьбе его коллеги Олега Казурина. Его сейчас судят по делу о получении взятки в особо крупном размере, отмывании денег и мошенничестве с использованием служебного положения.
Или с другим вице-премьер-министром Крыма — Михаилом Шереметом, которому в 2016 году благополучно достался мандат депутата Госдумы: агентство «ФедералПресс» выяснило, что ГУП Республики Крым «Черноморнефтегаз» отдал госзаказ (стоимостью 90 миллионов рублей) на охрану своих объектов фирме, собственниками которой были тёща Шеремета и его знакомые.
Легко отделался — только увольнением — ещё один вице-премьер-министр Крыма Николай Янаки, который успевал и в правительстве Крыма работать, и по службе, так уж получилось, помогать родителям с недвижимостью в Белогорском районе, и оказаться связанным со скандалом вокруг детского противотуберкулёзного санатория в Симеизе.
Повезло и главе МВД по Республике Крым Сергею Абисову, чья семья оказалась связана с покупкой недвижимости в Алуште, которая была мошеннически выведена из муниципальной собственности. За это ответил уже бывший старший помощник прокурора Симферополя Егор Иванцов, отделавшийся тремя годами лишения свободы условно и лишением классного чина «юрист 1 класса». Его отцу — заместителю министра внутренних дел по Республике Крым Андрею Иванцову — пришлось тихо уволиться со службы.
Нужно уметь вовремя уйти
На фоне всех этих событий появилась информация — пока официально не подтверждённая — о возможной отставке Сергея Аксёнова с должности главы Республики Крым или председателя правительства РК.
Его уход сейчас трудно назвать преждевременным и неожиданным, тем более ничего выдающегося он для региона не сделал, такое мнение высказывал руководитель Центра политико-географических исследований (Москва) Николай Петров. По его мнению, политических препятствий, не позволявших сменить Сергея Аксёнова раньше, сегодня нет.
«Президентские выборы прошли, Крым сегодня уже всеми стабильно воспринимается как история успеха. И в этом смысле уход руководителей, с которыми первоначально был связан приход Крыма в Россию, уже не будет восприниматься как кадровый просчёт и неудача.
Вместе с тем, если посмотреть на кадровую чехарду, Аксёнов, на которого делалась ставка в 2014 году, наверное, был совсем не замечательным выбором: команды своей у него не было, и с тех пор мы наблюдали бесконечную замену одних людей на других, причём на каких-то криминально-коррупционных основаниях», — пояснял он.
ForPost
Фото rk.gov.ru, Facebook Дмитрия Щепеткова, Facebook Сергея Аксёнова