«Имперское перенапряжение» опасно, - в Севастополе вспомнили об историческом договоре СССР и США
Сорок лет назад,18 июня 1979 года, генсек ЦК КПСС Советского Союза Леонид Брежнев и президент США Джимми Картер подписали в Вене второй договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2. Документ стал логическим продолжением временного соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1, заключенного в 1972 году в Москве.
О важном стратегическом событии в истории прошлого века севастопольцы сегодня вспомнили в Facebook.
«40 лет назад, в Вене был подписан Договор ОСВ-2. Леонид Ильич Брежнев, руководитель Советского государства, произнес неожиданную фразу: «Бог нам не простит, если мы потерпим неудачу», - написал на своей странице в соцсети протоирей Павел Ильинский.
Договор ОСВ-2 устанавливал общий предел межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, на подводных лодках, тяжелых бомбардировщиках и ракетах класса «воздух-земля» суммой в 2400 единиц.
В отличие от первого договора ОСВ-1, носившего рамочный характер, по сути это была попытка обуздать пагубную гонку вооружения двух сверхдержав.
Тогда же, по воспоминаниям МИД СССР Андрея Громыко, договор был скреплен вошедшим в историю «венским поцелуем» Брежнева и Картера. Инициатива американского лидера «приятно удивила» как самого Громыко, так и министра обороны СССР Дмитрия Устинова.
Тем не менее практической реализации скрепленный лобызанием документ так и не получил. Через полгода после его подписания СССР ввел войска в Афганистан, а сам договор так и не был ратифицирован Сенатом США.
Попытка сбросить пар
По мнению политолога Александра Ирхина, сегодня понятно, что договор ОСВ-2 был лишь звеном в цепочке «разрядки», в которой нуждались как СССР, так и США. Однако дальше документ стал прологом силового ослабления СССР, а впоследствии Российской Федерации.
«В конце 1970-х обе договаривающиеся стороны испытывали состояние «имперского перенапряжения» – когда внешнеполитические и военно-политические обязательства были выше их экономических и социальных возможностей. Для СССР точкой входа в состояние имперского перенапряжения стал ввод войск в Афганистан. В совокупности с системными ошибками в государственном управлении он привел к дезинтеграции второй сверхдержавы мира», - отметил завкафедрой политологии и международных отношений СевГУ.
По мнению эксперта, подобные дипломатические договоренности в принципе обречены на провал, ведь фактически это продолжение войны политическими средствами, в которой каждая из сторон пытается переиграть своего конкурента еще на стадии обсуждения, подписания и реализации договоров.
«ОСВ-2 сыграл свою роль в попытках «сбросить пар» в ядерной гонке вооружений, однако в дальнейшем советская система ослабла настолько, что ушла в историю, а РФ были навязаны договоренности в этой сфере, которые базировались не на равноправии, а на диктате США – российские ядерные боеголовки подлежали утилизации, а американские демонтажу и складированию», - подчеркнул Александр Ирхин.
Тем не менее современные подобные договоренности необходимы, поскольку «холодную войну» все же можно рассматривать как период длительного мира, который состоял из череды соглашений о разоружении, а ядерное оружие служило главным сдерживающим фактором, отметил политолог.
Любопытна реакция севастопольцев на предложенный опрос о необычной детали завершения церемонии подписания договора в 1979 году, положившей начало непротокольной традиции, следовать которой Брежнев очень любил. То ли термин узкопрофессиональный, то ли память о политических событиях и манерах - недолговечна.
Полина Ласькова