Севавтодор поделился правдой жизни о ремонте дорог Севастополя
Деньги на ремонт дорог в Севастополе тратятся нерационально, а сам ремонт производится некачественно — об этом на сегодняшнем заседании комитета говорили не только депутаты и жители города, но и представитель Севавтодора. Возможно, итоги сегодняшнего обсуждения проблемы скажутся на трёхлетнем городском бюджете, проект которого заксобрание 6 ноября приняло в первом чтении. А началось всё с жалобы жителей Верхнесадового на некачественный ремонт дороги.
Неожиданное единство
Письмо, поступившее в заксобрание, подписали около 80 жителей села. Ремонт дороги в Верхнесадовом, утверждают они, ведётся «с большими нарушениями, которые связаны с отсутствием проекта и надлежащей экспертизы». Никак не решается проблема ливнёвки, не оборудуются необходимые заездные карманы возле почты и магазина «ТВИК», тротуар слишком узок, а его верхний асфальтовый слой слишком тонок. Неправильно размещены пешеходные переходы, никуда не годится освещение дороги. Во время ремонта была частично разрушена подпорная стена возле храма, а на том месте, где раньше находился сток воды, строители уложили бордюр. И т.д., и т.п.
Проблем, связанных с дорогами, в Верхнесадовом действительно достаточно. А два года назад здесь уже произошла чудовищная трагедия: на глазах у своего брата на дороге погиб 7-летний ребёнок, переходивший её по нерегулируемому пешеходному переходу. Повторения трагедии, конечно, не хочется никому. Но оно, как уверяет представлявший сегодня интересы жителей села Андрей Ситников, вполне вероятно.
Претензий к ремонту нашлось довольно много. И, конечно, все ждали, что представитель Севавтодора, которому они и были адресованы, начнёт с Ситниковым спорить.
Но случилось неожиданное: заместитель директора Севавтодора по производству Андрей Жиренкин не только полностью согласился с жителями Верхнесадового, но и добавил, что аналогичные справедливые жалобы могли бы написать жители абсолютно всех улиц, которые ремонтировались в Севастополе за последнее время.
Причина, по его словам, в том, что капитальный ремонт, который необходим большинству улиц, подменяется текущим, а он не способен решить всех существующих проблем.
Некоторые незначительные замечания к сказанному у Жиренкина всё-таки нашлись: толщину верхнего слоя тротуаров, например, он предложил любым контролирующим органам проверить после того, как ремонт будет закончен. А вот оборудование заездных карманов сметой текущего ремонта не предусмотрено. Да и сами тротуары строители делают буквально «в подарок» жителям села. Но главное — что при каждом ремонте подрядчики сталкиваются с проблемой ветхих инженерных сетей, которые так и остаются в своём неудовлетворительном состоянии. Хотя всем понятно — пройдёт совсем немного времени, и свежеотремонтированную дорогу придётся перекапывать вновь.
«Их нужно приводить в порядок, но текущий ремонт, опять-таки, этого не предусматривает», — добавил замдиректора Севавтодора.
Сначала чиним, потом ломаем
С собой Андрей Жиренкин принёс подготовленный Севастодором проект дорожной карты, которая, по его словам, позволила бы решить накопившиеся проблемы максимально рационально и снизить градус недовольства жителей города.
«Мы не согласны с тем, что Севастополю нужны текущие ремонты. Мы настаиваем, что верхние, изношенные слои покрытия сейчас менять нерационально. А если уж мы где-то выходим с ремонтом, то это должен быть как минимум капитальный ремонт, а то и реконструкция. Нужно профессионально подойти к проектам организации дорожного движения, и ГИБДД нас в этом активно поддерживает: после появления проектов станет очевидна необходимость реконструкции, потому что где-то добавится переходно-скоростная полоса, везде должны добавиться заездные карманы. А это — изменение конфигурации существующей дороги», — ещё раз подчеркнул замглавы Севастодора.
Капитальный же ремонт, а тем более реконструкция, предполагают совсем другой набор работ и совсем другое ценообразование, нежели простое латание дыр.
«Текущие ремонты стоят столько, что не каждый подрядчик, понимая, что нет даже проекта (они на текущий ремонт не делаются), на это пойдёт. Андрей Викторович <Ситников> просил показать ему хотя бы техническое задание на ремонт дороги. А его нет, технического задания — есть просто дефектный акт, который говорит, что здесь выбоина, а здесь старый бордюр, и пойдёмте его поменяем. Поэтому выполнить полный комплекс работ тут невозможно. Подрядчики и так делают больше, чем должны по контракту!» — сказал Жиренкин.
Одним словом, проблема системная, и решать её нужно системно.
«Нужно сделать крен в сторону хозяйского отношения, потому что точно такие обращения могут написать на каждой улице, — ещё раз подчеркнул замдиректора Севавтодора. — Спасибо жителям Верхнесадового, что они подняли эту проблему на уровень заксобрания, — надеюсь, их дорога будет последней в списке мест, где ремонт организован не по-хозяйски!».
Напрямую связана с поднятой проблемой, по словам Андрея Жиренкина, и проблема вывоза строительного мусора в севастопольские леса — например, на Фиолент. Капитальный ремонт предполагает и адекватные расходы на вывоз мусора, сегодня же эти затраты часто не предусматриваются вообще. Поэтому подрядчики нередко пытаются сэкономить и везут отходы в ближайший лес. Эта проблема, приобретающая всё более угрожающие для города черты, недавно обсуждалась на заседании комитета по градостроительству и земельным вопросам закса. И факты при этом были вскрыты просто вопиющие. Однако беспредел продолжается. Когда такие факты вскрываются, виновные наказываются по всей строгости закона, — заверил Жиренкин. Но «уследить за каждым самосвалом», добавил он, просто невозможно.
Дорожная карта, которую принёс замдиректора Севавтодора, предусматривает и сокращение объёма мусора. В частности, уверяет Жиренкин, сейчас совершенно нет необходимости менять бордюры на всех ремонтируемых улицах.
«На половине улиц у нас ещё нет наружного освещения, которое будет делаться. Кроме этого, предстоит прокладка ливневой канализации, которая также уничтожит целостность бордюрного камня. Так зачем мы это сейчас делаем? Я не понимаю. Более целесообразно, на мой взгляд, было бы провести полномасштабную инвентаризацию всей улично-дорожной сети и всех объектов дорожной инфраструктуры, в том числе и существующей канализации», — считает он.
Сегодня, подчеркнул Жиренкин, полной картины состояния дорог в городе нет ни у департамента транспорта, ни тем более у Севавтодора.
«А диагностика, в свою очередь, могла бы быть совмещена с предпроектными изысканиями по общегородской ливневой канализации», — предложил он.
Что делать
Спорить с предложениями представителя Севавтодора депутаты не стали, тем более что глава комитета по городскому хозяйству Вячеслав Камзолов уже выезжал в Верхнесадовое и смог увидеть всё, о чём говорилось, собственными глазами. Глава комитета по законодательству и государственному строительству Сергей Колбин поинтересовался лишь, почему же Севавтодор до сих пор молчал и не протестовал против такой ситуации. Однако Андрей Жиренкин это обвинение отбил, как мяч: по его словам, он неоднократно поднимал этот вопрос перед руководством департамента транспорта, но понимания не нашел. Хотя и руководство департамента капстроя, и севастопольское отделение ОНФ, и ГИБДД и такой позицией Севавтодора полностью согласны.
Полностью поддержал Жиренкина и глава РОО «Дорожный контроль. Севастополь», член регионального штаба ОНФ Максим Мишин, хорошо изучивший и историю с ремонтом в Верхнесадовом, и дорожную ситуацию в городе в целом.
«Сегодня никто не знает, заходя на объект, какие там лежат коммуникационные сети, где там канализация, где связь, — подрядчик берёт объект, как кота в мешке. Поэтому я хотел бы, чтобы вы эту дорожную карту приняли не только к сведению, но и к изучению — она предполагает создание совета, в который войдут представители всех структур, имеющих отношение к ремонту дорог, в том числе и собственники сетей. Это упростит работу в дальнейшем», — подчеркнул он.
Денежный ручеёк, благодаря которому дороги Севастополя ремонтируются сегодня, не всегда будет таким же полноводным, — напомнил Максим. Поэтому деньги нужно не разбазаривать, а тратить рачительно.
Член комитета по городскому хозяйству Екатерина Бубнова попросила Андрея Жиренкина пояснить — есть ли, по его мнению, необходимость вносить некие коррективы в готовящийся к принятию во втором чтении проект трёхлетнего бюджета города, чтобы огромные средства на ремонт дорог не растрачивались понапрасну? Ответ последовал положительный. Однако департамент транспорта, как напомнил Сергей Колбин, на бюджетных слушаниях отстаивал именно те цифры, которые заложены в бюджет сейчас.
«Департаменту так работать проще — перед ними стоит задача до 2024 года привести 85% дорог в нормативное состояние, и ему абсолютно всё равно, как она будет достигаться», — заметил Максим Мишин.
К каким последствиям приведёт сегодняшнее обсуждение, мы увидим позже. Екатерина Бубнова считает, что нужно использовать шанс исправить ситуацию и не тянуть с решением проблемы ещё три года. Глава комитета по городскому хозяйству Вячеслав Комзолов пообещал как минимум изучить предложения Севавтодора, провести круглый стол, на котором они будут рассмотрены, и обратиться с соответствующим предложением к правительству. А Андрей Жиренкин в разговоре с корреспондентом ForPost сообщил, что документ отправлен также на имя врио губернатора Михаила Развожаева и его первого заместителя Дениса Солодовникова. Остаётся ждать реакции.
А что же с Верхнесадовым
Но вернёмся к дороге в Верхнесадовом, которая ремонтируется по принципу латания дыр. Она, как выяснилось, может просуществовать в своём неполноценном виде целых 12 лет — именно таков предусмотренный нормативами «межремонтный промежуток». Шанс у неё есть лишь в том случае, если в Верхнесадовом начнётся масштабный ремонт сетей или, «что совсем маловероятно», комплексная жилая застройка. А вот организовать заездной карман на дороге в Верхнесадовом, к вопросу о котором присутствующих вернул Сергей Колбин, вполне возможно. Но для этого департамент транспорта должен принять соответствующее решение, сэкономив на чём-то другом, — добавил Жиренкин.
Надеемся, этот вопрос всё-таки будет решён положительно. На улице Титова, подчеркнул Максим Мишин, также необходимо организовать место, где мог бы останавливаться школьный автобус.
«Сегодня автобус, который ходит по этой улице, не подбирает детей — якобы потому, что он может создать затор для какого-то транспорта, который ходит по этой улице, — хотя по улице Титова один-два автомобиля проезжают в течение часа. Это нонсенс. Трагедия, которая произошла в Верхнесадовом, никого ничему не учит», — констатировал Максим.
Надеемся, что это всё же не так и что возможность сделать заездные карманы будет найдена, система дорожного ремонта в Севастополе изменится, а поток жалоб на качество свежеотремонтированных дорог наконец иссякнет. Пока же, увы, иссякают только деньги, отпущенные на приведение города в порядок.
Ольга Смирнова