Остатки диких дюн на западе Крыма убивают железнобетоном и волокитой
Ойбурское озеро и песчаную пересыпь между ним и Чёрным морем уже год пытаются спасти жители прибрежных сёл Сакского района. Это тот редкий случай, когда обычные люди требуют создать здесь природный парк, чтобы сохранить остатки диких дюн, но чиновники этого делать не спешат.
Лечебно-соленое Ойбурское озеро и полоса между ним и Черным морем – дикое побережье, четыре километра песчаной косы между Поповкой и Штормовым.
Песчаные дюны и лазурный берег не могут не запасть в душу. Тот, кто побывал здесь однажды, обязательно возвращался ещё. Насколько сознательным было «дежавю» – сложно судить! Любители кемпингов у кромки воды колесили по песку ещё со времен СССР. Правда, тогда и дюн было больше, и машин меньше.
Сейчас – это лишь остатки красоты, годами разрушаемой людьми. Но, как выяснилось, и это не беда.
После выхода материала «Кубинская революция» грозит уничтожить лучшие пляжи на западе Крыма в редакцию ForPost обратились жители Штормового и Поповки, рассказавшие о своей борьбе за сохранение песчаных просторов.
Спасти нельзя уничтожить
Пока в Крым не полились инвестиции, никто и подумать не мог, что Ойбурское озеро и его окрестности придется защищать не только от навязчивых автотуристов, но и от бизнесменов, возводящих на белоснежных песках железобетонных монстров.
Так, в прошлом году на песчаной косе начали строить инкубатор для разведения креветочного малька. Железобетонная конструкция в зоне рекреации, по соседству с территорией закрытого фестиваля «KaZантип», росла не по дням, а по часам. Руки у предпринимателей были развязаны – территорию между Чёрным морем и Ойбурским озером площадью 20 гектаров чиновники, не мешкая отдали в аренду.
Когда под нож пошли краснокнижные растения, а на пляже залили бетонный фундамент и стали рыть траншеи вокруг конструкции, народный бунт достиг точки кипения – люди буквально грудью встали против стройки, а предпринимателю пришлось разобрать конструкции.
Так как история имеет свойство повторяться, активисты под требованием создать здесь особо охраняемую территорию – Ойбурский парк – собрали более двух тысяч подписей местных жителей.
Для маленьких сёл – немыслимые цифры! На стороне сельчан выступил и Росприроднадзор, инициировавший создание парка. Казалось, вот она, победа!
Но, как выяснилось, до нее ещё было далеко.
Вы делайте, а мы посмотрим
Чиновники поручили местным жителям самим озадачиться и подготовить комплексное научное обоснование. Благо на общественных началах откликнулись местные ученые. Они совершенно бесплатно помогли простым сельчанам справиться с возложенными на них обязанностями.
«Минприроды заняло пассивно-нейтральную позицию – если это нужно общественности, то пусть она и проводит комплексные экологические исследования, находит деньги. Хотя специалисты Минприроды после всех этих сигналов, мне кажется, должны были бежать впереди нас всех. Но с их стороны это все было как-то формально», – делится с ForPost член Всемирной комиссии по охраняемым территориям Международного союза охраны природы (IUCN), почетный работник Минприроды РФ Виктор Никифоров.
Невзирая на помощь добровольцев, стандартные процедуры затягивали процесс, в попытках спасти остатки диких дюн активисты при въезде на пересыпь за свои деньги установили деревянный аншлаг с просьбой к туристам не колесить по дюнам и не трогать растения.
Хотя, разве это препятствие? В сутки песчаная «стоянка» Ойбурского озера по-прежнему принимала от 50 до 70 автомобилей.
Год прошел, а понимания будет ли парк, нет
С того момента, как было остановлено строительство креветочной фермы, прошел год. Кстати, территория до сих пор у бизнесмена в аренде, хотя и строить здесь ему по-прежнему нельзя.
Будет ли создан Ойбурский парк и когда?
На эти вопросы ForPost не получил четких ответов от Министерства природы Крыма. По словам чиновников, отсутствие ясности связано с необходимостью дополнительных исследований, которые ведомство обещает провести до конца года. Кроме того, в Минприроды уверяют, что не согласны с созданием ООПТ собственники участков, расположившихся в непосредственной близости с границами планируемого парка.
«Вопрос по созданию ООПТ на озере Ойбурское является актуальным, и решение о целесообразности придания озеру Ойбурское такого статуса будет принято после проведения дополнительных исследований и анализа результатов общественного мнения», – сообщили ForPost в Минприроды.
А пока чиновники апеллируют надобностью дополнительных изысканий и отказами правообладателей земельных участков, местные жители уверяют, что все доказательства уникальности здешних мест уже собраны, а границы ООПТ можно согласовать так, что интересы собственников земли не будут задеты.
«Это практически последние дикие дюны, поэтому парк нужно было создавать еще «вчера». Мы и так опаздываем с охранением этих территорий! Они уже начали вымирать: растительность вытоптана, фауна распугана, и непонятно чего мы ждём», – говорит ForPost координатор движения в защиту побережья западного Крыма, член Совета по Морским млекопитающим Маргарита Малашкова и добавляет, что все, что сейчас обещает Минприроды, – установить шлагбаум и запретить въезд автотуристам, – больше никакой конкретики.
При этом у активистов есть опасения, что если не создать здесь ООПТ, то рано или поздно данные территории либо вновь отдадут инвесторам, либо распилят под застройку.
На встрече рабочей группы, которая состоялась в январе, чиновники обескуражили всех, обратившись к ученым с вопросом: «А вы докажите, что растения пересыпи, которые занесены в Красную книгу, уникальны, – говорит Евгения Стельмахова-Сахневич, экоактивистка из села Поповка, принимавшая участие во встрече. – Учёные только развели руками! Если редкий вид занесён в Красную книгу, значит, он уже прошёл множество экспертиз от ведущих ученых России и утверждён правительственным постановлением».
По словам общественницы, главный посыл Минприроды Крыма к людям: вам надо – вы и делайте, а потом мы подуем и решим, что с этим делать!
Как спасти Ойбурское озеро?
Экологи и местные жители считают, что год-два – и Ойбурские пляжи полностью деградируют, тогда спасать будет уже нечего. Однако пока еще теплится надежда, что остатки диких дюн – уникальное чудо природы защитят от пагубной встречи с неискренними ценителями красоты.
«Мы были в Португалии, так там такие пляжи берегут! – негодует Малашкова. – Везде деревянные мостики, никаких машин, чисто, ухоженно. Хочешь, гуляй по деревянной мостовой, лови рыбу, купайся, устраивай пикник. И местные жители, как никто другой, заинтересованы в сохранении дюн – это стопроцентная гарантия того, что в случае штормов дома и улицы посёлков не будут затоплены. Почему так нельзя у нас?»
Читайте по теме: Власти Крыма подтвердили исчезновение Бакальской косы
Анастасия Данилова
Фотографии предоставлены активистами движения в защиту побережья Западного Крыма