Севастопольцы едут в другие регионы лечить сердца и сосуды
Вчера в Заксобрании состоялся отчет об исполнении бюджета территориального фонда ОМС в 2019 году.
Бюджет очень приличный: 5 млрд. 113 млн. 549 тысяч рублей, что на 12,6% больше, чем в 2018 году. Очень неплохо обстоят дела и с их расходованием - деньги освоены на 99,5%.
Но некоторые факты вызывают сложные чувства.
Главное - здоровье
Говоря о медицинских услугах, которые оказывают севастопольцам в других регионах, и.о. директора Фонда Ольга Томилина сообщила: на компенсацию стоимости такой помощи в 2019 году потрачено 472 млн. рублей. В 2018-м эта статья расходов составляла 277 млн.
Депутаты попросили докладчицу пояснить, за какой именно помощью жители города едут в другие регионы чаще всего и в чем, соответственно, мы отстаем от других.
Ольга Томилина объяснила: резкий рост объясняется значительно большим объемом дорогостоящей помощи, в том числе и высокотехнологичной.
В основном речь идет о лечении онкологических заболеваний (для этого наши больные едут в Крым, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону), сердечно-сосудистой хирургии, акушерской помощи, кардиологии и офтальмологии (здесь севастопольцев чаще всего влечет Краснодар).
Не лучшим образом пока обстоят дела и с реабилитацией больных.
«К сожалению, на сегодняшний день на территории Севастополя только одна организация занимается медицинской реабилитацией, поэтому наши застрахованные по направлениям от медучреждений и департамента здравоохранения получают помощь в других субъектах. Тут у нас невыполнение нормативов территориальной программы на сегодняшний день присутствует. Но помощь люди получают, и фонд эту помощь в полном объеме оплачивает», - подчеркнула Ольга Томилина, добавив, что именно это обстоятельство – самое главное.
С тем, что возможность поехать в Москву или Питер и там сделать дорогостоящую операцию – благо для пациентов, невозможно не согласиться. И гораздо страшнее было бы, если бы медики и фонд ОМС им в такой возможности отказывали.
О том, что после 2014 года у больных появились шансы, которых не было в прежние годы, не раз говорили и сами медики – в частности, главный врач Севастопольского противотуберкулезного диспансера Андрей Вербицкий. Согласен с этим и замгубернатора Александр Кулагин.
При этом никто не отрицает, что уровень севастопольской медицины нужно совершенствовать. И в последнее время для этого сделано многое – в том числе и в плане развития онкологической помощи.
В экстремальных условиях
В начале этого года в онкодиспансере наконец-то заработали линейный ускоритель для лучевой терапии, из-за отсутствия которого больным приходилось получать лечение за пределами Севастополя, и аппарат МРТ.
«Установить МРТ в здании нашего онкодиспансера не позволяли площади, поэтому было принято решение построить для него модульное помещение. Оно было построено, аппарат привезен и запущен. Он полностью соответствует современному уровню диагностики», - сказал тогда Александр Кулагин.
Продолжительность курса лечения онкозаболевания зависит от степени развития болезни и может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Стоимость лечения – от ста тысяч рублей в месяц, в среднем выходит примерно четверть миллиона.
Тяжелые, запущенные случаи, по словам главврача онкодиспансера Василия Ощепкова, обходятся намного дороже. Для больных, конечно же, все это бесплатно – платит за лечение Фонд ОМС.
Поэтому в будущем деньги будут оставаться в Севастополе.
Есть и планы по развитию системы реабилитации.
В настоящее время, по словам Александра Кулагина, для этого элементарно не хватает коечного фонда. В том числе и потому, что сейчас в Севастополе начата серьезная работа по ремонту больниц и их приведению в соответствие действующим в России нормативным требованиям.
Но как только этот непростой этап завершится, медицинской реабилитации будет уделено необходимое внимание.
От себя добавим, что для севастопольской медицины времена сейчас особенно трудные: к ремонтам и отсутствию новых больниц, которые давно уже следовало построить в рамках ФЦП, добавилась и чрезвычайная ситуация с коронавирусом.
Обстоятельства поистине экстремальные, но медицина держится и даже показывает неплохие результаты. И не только по коронавирусу: в 2020 году отмечается улучшение показателей смертности.
Но об этом чуть позже – пусть пройдет хотя бы первая половина года.
Ольга Смирнова