В Севастополе по-тихому хоронят мировую историю
Участки под застройку выделяются в Севастополе без четкого согласования на предмет возможной археологической значимости. И если на больших стройках такое шило в мешке не утаишь, и приходится хоть задним числом, но утрясать проблемы с законом, то на мелких объектах похороны истории обходятся без лишнего внимания. Примером этого могут стать остатки античной усадьбы с колодцем у Фиолентовского шоссе между СНТ «Связист» и «Маяк-1».
Кто крайний?
О том, что на участок с потерянным после распада Союза объектом культурного наследия (ОКН) претендует некий льготник, ForPost писал в материале «На Фиоленте под дачи отдают «античный треугольник». Тогда встал вопрос: почему цепочка необходимых согласований обошла Севнаследие, ведь земля выделялась на территории ОКН федерального значения – «Достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита»»? Независимо от того, есть или нет усадьба в охранных реестрах, резолюция Севнаследия должна была стоять на распоряжении о предварительном согласовании предоставления участка.
ДИЗО утверждал, что сообщить о необходимости обратиться к Севнаследию должен был департамент архитектуры и градостроения, но депарх ограничился заключением о расположении участка «в зоне Р-4-4 участка С-1», регулируемом приказом Минкульта № 1864 от 12.08.2016 года. Сам по себе этот приказ выделение земли не запрещает – так прочитали в ДИЗО заключение коллег из депарха.
Судя же по ответу депарха на запрос ForPost, ведомство сочло, что предоставило коллегам из ДИЗО достаточно информации для правильных следующих шагов. В сопроводительном письме в ДИЗО депарх даже специально уточнил:
«Ответ на межведомственный запрос направлен без учета информации об отсутствии/наличии инженерных коммуникаций и объектов культурного наследия».
ДИЗО же счел достаточным свериться только с кадастровой картой, на которой, как уже известно, археологическая усадьба не обозначена.
Кто не так сформулировал-прочитал-понял, – разобраться в бюрократической казуистике порой не под силу и самим чиновникам, даже если за всем этим взаимонепониманием и перекладыванием ответственности не стоит конкретного умысла.
Отметим, что возведение домов на этом участке невозможно и по причине коммуникаций: над участком проходит ЛЭП, поэтому здесь можно заниматься только садоводством. Но это если по закону.
Меры приняты?
Распоряжение о согласовании по участку было предварительным, и, как сообщили в ДИЗО, заявитель пока не обратился за заключением договора аренды.
«В тот момент, когда заявитель подаст соответствующие документы, ДИЗО направит запрос в Севнаследие для согласования возможности заключения договора аренды. По результатам ответа будет понятно: можно ли заключать договор и будут ли наложены на пользователя какие-либо обременения, которые могут возникнуть по результатам проверки в отношении предполагаемого ОКН на данном земельном участке», – уточнили в ДИЗО.
После запроса и публикации ForPost Севнаследие провело «мероприятия по контролю» и никаких строительных работ на участке не зафиксировало. В качестве защитных мер управление направило предостережение в адрес ТСН СНТ «Маяк-1» и ТСН СНТ «Связист».
Отметим, что участок не относится ни к одному из этих ТСН, но, по сведениям местных жителей, на него претендует владелец одного из соседних домов. Он ли является тем самым льготником, что имеет право на бесплатную землю и, не смущаясь, выбирает археологически ценный участок, достоверно неизвестно, но именно возможному собственнику и Херсонесу Таврическому Севнаследие делегировало ответственность за судьбу античной усадьбы.
Обязанностью первого будет «остановить работы» и сообщить в управление об уже известном там объекте, а в музей-заповедник направлена просьба провести обследование участка на предмет его археологической ценности.
Между тем под дачами уже находится более половины этой усадьбы, считают севастопольские археологи. Свободным от застройки остаётся лишь узкий язычок между участками – как раз там, где еще виден замурованный античный колодец.
Таких примеров в Севастополе множество, и остановить эти тихие похороны истории не могут даже распоряжения Президента – как, например, застройку сарматского могильника Бельбек-4. Читайте об этом в материале «В Севастополе гаражный кооператив обернул в пустой звук команду Путина».
Светлана Косинова
Фото автора